Урок русского языка на тему "Имя прилагательное" (развитие речи). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Имя прилагательное


Цели занятия:

  • совершенствовать деятельность ученика, направленную на овладение способами обогащения речи;
  • совершенствовать навыки развития речи;
  • формировать умение использовать имена прилагательные в речи;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку.

I. Организационный момент

1. Тема, цели, задачи урока

Мы сейчас изучаем раздел русского языка «Морфология».

Морфология – наука о частях речи. С какими частями речи мы уже познакомились? (опорные таблицы: имя существительное, глагол).

Вспомните, что обозначают слова этих частей речи и на какие вопросы они отвечают? (найти продолжение к опорным словам).

Сегодня мы посвятим урок словам ещё одной части речи – имени прилагательному (опорные слова).

Что обозначают имена прилагательные и на какие вопросы отвечают (продолжение)?

Ваша задача – уметь находить имена прилагательные, ставить к ним вопросы, изменять прилагательные, понять их роль в нашей речи.

На уроке будет много интересных простых и сложных заданий.

II.

1. Чистописание (таблица вопросов имен прилагательных).

Каким окончанием отличаются между собой имена прилагательные? Пропишите окончания (образец на доске).

2. Словарь (анаграммы).

Составьте слова из букв и найдите лишнее слово, объясните свой выбор (буквы на магните):

ЛЕНТЙИ

/ ЛЕТНИЙ/

ОСЕИЙНН

/ОСЕННИЙ/

ЗМИНИЙ

/ЗИМНИЙ/

АЛИС

/ЛИСА/

Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

Подберите имена существительные к этим прилагательным (дождь, лес, день).

Какого времени года не хватает. Образуйте от слова весна прилагательное. Подберите подходящее существительное и запишите получившееся словосочетание.

III. Основная часть

1. Загадки.

Отгадайте загадки.

Бываю чёрный, красный, синий, с начинкой твёрдой в середине.
Я с острым ножиком дружу и что хочу – изображу (карандаш)

Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки,
острые зубки, сидят в норке, грызут корки (мышки)

Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь
мир оно глядит, на себя же не велит (солнце)

Какие слова в загадке помогли отгадать ее? Поставьте вопрос, определите часть речи.

2. Опишите фрукт (по опорным словам)

Яблоко, огурец, малина.

Цвет, вкус, размер.

Какой может быть сок?

Варенье?

Каша (крупы: манка, гречка, рис, перловка, пшено).

Часть речи?

3. В каком магазине можно купить данный товар? (устно)

Овощи, книги, мебель, продукты, молоко, хлеб, мясо, рыба, цветы, обувь, коньки., дрель.

4. Образуйте словосочетания

Прочитайте прилагательные.

школьная

1. утро

цветной

2. яйцо

заячья

3. платье

куриное

4. праздник

пёстрая

5. карандаш

новое

6. жизнь

дверной

7. шуба

весёлый

8. бабочка

кожаный

9. замок

раннее

10. ремень

5. Игра «Что задумано?» Подобрать к задуманному предмету ряд признаков (карточки с предметами, один ученик – водящий отворачивается к доске)

Ведро, автобус, береза.

6. Самостоятельная работа (на листочке). Вписать подходящие по смыслу слова. Найти в тексте прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией (проверка – прочитать сначала прилагательное, потом найденное существительное)

На дворе стоит сильный …………………. . На полях и лугах лежит белый …………… . У дома намело большой ……………………… . На пруду скользкий …………… . Залёг в берлогу …………………. . Спит в норе колючий …………… . Птицы давно улетели на …….

IV. Развитие речи

1. Запишите антонимы (запись с комментированием)

Грустный, светлый, здоровый, мягкий, зрячий.

2. Поберите синонимы (устно, выбор из набора, две липкие доски)

Липкий, ветхий, смирный, косматый, отважный.

/Скорый, нежный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, сырой, могучий, клейкий, храбрый/

3. Объясните выражение (на листочке). Прямой и переносный смысл.

Золотые украшения, золотые слова, золотые руки, золотое сердце, золотая осень.

4. Образование прилагательных (запись на доске).

Молоко, цветы, скука, привет, соловей, глина.

5. Измените по образцу данные словосочетания (запись в тетрадь с листочка). Запишите их.

Ветка сосны – сосновые ветки.

  • гроздья рябины - ………
  • вкус мёда - …………
  • житель леса - ………
  • крик петуха - ………
  • пение соловья - ……
  • лай собаки - ……..

6. Объявление о потерянной собаке.

Иногда в жизни бывают случаи, когда нужно очень точно подобрать признаки к предмету.

Мальчик потерял собаку. Он написал объявление, фотографии своего питомца у него нет. Прочитайте это объявление. Можно ли по описанию, данному мальчиком, найти пропажу?

Вот его собака (иллюстрация). Помогите малышу точно описать собаку. Какую кличку вы бы дали такому псу? (Выберите подходящую кличку: Рекс, Огонёк, Малыш)

7. Найди и исправь ошибку (на листочке).

Фронтальная работа.

Чудесен ранней осенью берёзовый лес, покрытый зелёной нежной листвой!

Мороз был здоровый, но зайца согревала его серенькая шубка.

В лесу между ветками деревьев часто мелькает хвост лисы. Это она проверяет свои запасы на зиму.

8. Аукцион (подобрать к существительному подходящее по смыслу прилагательное).

Рыба, носки, зеркало (картинки)

V. Итоги урока

Признаки имен прилагательных

IV. Домашнее задание (на листочке)

«Игра мозаика»

Мозаика – это картина из разноцветных камешек или стёклышек. В нашей игре роль цветных стёклышек будут играть прилагательные.

Прилагательные для мозаики:

Голубой клетчатый умный квадратный фиолетовый смешной добрый крылатый полосатый лысый весёлый сердитый злой мохнатый огромный пушистый лохматый розовый белый холодный горячий разноцветный волшебный шёлковый прозрачный стеклянный бумажный оловянный медный синий глубокий широкий золотистый серебристый носатый шерстяной красивый оранжевый тряпичный хороший каменный хвостатый плоский звонкий тёплый ушастый летучий кривой светлый жёлтый яркий чёрный красный удивительный странный чудной лиловый багровый серый цветочный бархатный атласный прелестный чудесный милый коричневый малюсенький крупный громадный железный кирпичный колючий

Вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например: «На горячей каменной планете» или «На пушистой полосатой планете», или «На квадратной фиолетовой планете»…

На ……….. ………… планете жили ………..………….. человечки, у них были ………… …………………. глаза, ……… волосы, ………….. уши. Зато очень ……………….. характер. Домики у человечков были ……………, с ………………….. крышами. Возле каждого домика сидела ……………….. собачка. Собачки на этой …………….. планете были вместо кур, потому что ………………. домики охраняли ………………..дракончики и ………………….. страусы. Они сидели на ………………….. верёвочках и рычали. На ……………деревьях пели ………………. песни …………….. мухи. В ………………. лесах водились ……………….. слонята, …………………. цыплята, ………….. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………….. человечки ездили в гости.
Правитель ………………….. планеты был человеком ………………… и ………………., он жил в …………………… ……………………. дворце с ……………….. окнами и …………………. дверями. У него были ………………………. слуги.
Раз в ……………….. саду возле ……… дворца выросло …………………….. растение.

Приложение