Прежде, чем мы начнём нашу консультацию, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».
(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.)
В результате проведённого упражнения, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнёров на какую либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они уважают друг в друге личность. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Неслучайно подчеркивается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнёра цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:
- Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
- Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнёра.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Для совершенствования у детей диалогической речи применяла разнообразные приёмы:
- Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют научить детей соблюдать очередность реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»);
- Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора. Например:
- Кисонька-мурысонька, ты где была? - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала. - Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна.
- Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнёра по игре, учат вступать в игровой диалог. В работе с детьми использовала телефонные игры-импровизации. Главная задача в таких играх, познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия, если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга, разговор заканчивается прощанием.
На семинарах-практикумах для родителей использовала, такие словесные игры, как «Да и нет», «Волшебная коробка», «Запрещённые слова», которые закрепляют умение детей задавать вопросы и отвечать на них. Семинары для родителей проходили в форме викторины, где участниками были родители и дети.
- сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения воспитанников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги (например: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др.);
- дидактические игры или игры с правилами, так же могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. При работе с детьми использовала лото, разрезные картинки, лабиринты.
Дидактические игры строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. В дальнейшем дети начинают управлять играми самостоятельно.
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
- сформировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
- отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Материал по развитию диалогической речи у воспитанников я оформила в виде картотеки подвижных и дидактических игр. Игры, игровые упражнения включаю не только в образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Игры создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.