Развитие диалогической речи у дошкольников с ОВЗ в игровой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Прежде, чем мы начнём нашу консультацию, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».

(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.) 

В результате проведённого упражнения, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнёров на какую либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность  ответить самому. Но полноценным  диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они  уважают друг в друге личность. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Неслучайно подчеркивается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнёра цели и содержание своих действий. 

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

  • Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
  • Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
    – соблюдать очередность в разговоре;
    – выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;
    – не говорить с полным ртом;
    – говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнёра.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Для совершенствования у детей диалогической речи применяла разнообразные приёмы:

- Подвижные игры  с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют научить детей  соблюдать очередность реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»);

- Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора. Например:

- Кисонька-мурысонька, ты где была? - На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала. - Муку молола.

- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

- Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнёра по игре, учат вступать в игровой диалог. В работе с детьми использовала телефонные игры-импровизации. Главная задача в таких играх, познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия, если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга, разговор заканчивается прощанием.

На семинарах-практикумах для родителей использовала, такие словесные игры, как «Да и нет», «Волшебная коробка», «Запрещённые слова», которые закрепляют умение детей задавать вопросы и отвечать на них. Семинары для родителей проходили в форме викторины, где участниками были родители и дети.

- сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения воспитанников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги (например: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др.);

- дидактические игры или игры с правилами, так же могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. При работе с детьми использовала лото, разрезные картинки, лабиринты.

Дидактические игры строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. В дальнейшем дети начинают управлять играми самостоятельно.

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

- сформировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

- отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Материал по развитию диалогической речи у воспитанников я оформила в виде картотеки подвижных и дидактических игр. Игры, игровые упражнения включаю не только в образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Игры создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.