Системообразующая роль исторического краеведения в нравственно-патриотическом воспитании учащихся

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание


«Любовь к Родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего человечества».
Д.С.Лихачёв

Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании - изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания. Пересмотрена роль провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны. Это отражает и характерное для мировой исторической науки конца 20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к локальной истории. Историческое краеведение в РФ не так давно обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Наконец-то всем стало ясно, что воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со знания истории своей семьи, своего города, своего края; со знания современной ситуации в регионе; с понимания места и роли твоей малой родины в масштабах страны. Историческое краеведение, или региональный компонент истории, предполагает изучение типичного и особенного в развитии региона в контексте базового содержания предмета "История".

Концепция модернизации российской школы предполагает изменение самой образовательной идеологии - от знаний к деятельности. Определяется и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, способность к самообучению, организация самостоятельной работы учащихся, формирование умений по применению знаний в новой ситуации. Все это можно сформировать у учащихся и через уроки исторического краеведения. Сегодня историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области.

Школьное краеведение имеет ряд специфических возможностей, которые выделяют его среди других направлений образовательной деятельности:

  • приоритет воспитательных задач;
  • возможности реализации принципов неадаптивной педагогики;
  • интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемого региона: хозяйство, природа, история, экология, культура;
  • широкие возможности использования образовательных и содержательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
  • реализация личностного, деятельностного, исследовательского подхода к деятельности;
  • внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
  • практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Обучение краеведению проходит на уроках, факультативных занятиях и, что особенно важно, в ходе внеклассной работы.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей.

Условиями успешной краеведческой работы в школе являются:

  • глубокое знание учителем истории своего родного края, владение методикой его изучения и преподавания;
  • систематическое использование местного материала на уроках истории, включение его в изучение отдельных тем по истории России, а так же постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы и района;
  • опора на глубокую научную основу.

Главная цель школьного краеведения — воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край — территорию, являющуюся для учащихся Малой Родиной. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования: ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской, поисковой работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания, защищать и реализовать проекты.

Деденевская средняя школа им.Н.К.Крупской, в которой я работаю учителем истории 25 лет, является одной из первых в округе, где было введено преподавание краеведения. На протяжении 17 лет мы работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера. История культуры Подмосковья удивительно богата и самобытна. Её изучение призвано научить детей ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и испытывать гордость за свою Малую Родину, которая является частичкой Отечества.

Изучение краеведения на уроках истории

Изучение регионального компонента государственного стандарта общего образования в рамках курса «История Московской области» призвано формировать у школьников, проживающих на территории Подмосковья, уважительное отношение к истории, природе, хозяйству, традициям и духовной культуре своего региона. В преподавании данного курса важна способность учителя органически связать обязательный (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, выраженными в региональном компоненте, что означает непрерывное самообразование и повышение квалификации педагогов в области нравственно-духовного образования и социально-культурного воспитания.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени.

Основными задачами изучения курса исторического краеведения являются:

  • формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям за счет приближения основных исторических событий к истории Московской области и Дмитровского района;
  • воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей Малой родине, чувства гордости за ее достижения;
  • развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории; дать конкретизированное представление о месте и роли Московского края в отечественной истории;
  • обучение методу поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, села, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся.

В соответствии с ФГОС занятия краеведением могут проводиться в основной школе в рамках внеурочной деятельности или часов дополнительного образования в 4-6-х классах.

Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить: с одной стороны, это является средством конкретизации общеисторического материала, с другой – он является частью знаний по истории края. Наша Малая Родина, поселок Деденево, славится своими давними краеведческими традициями, плеядой замечательных краеведов; его богатое историческое прошлое делает привлекательным изучение краеведения не только для специалистов, но и для нас, учителей истории и наших учащихся, среди которых немало любителей родного края.

Практика свидетельствует о том, что использование на уроках местного материала как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Например, в изучение темы «Великая Отечественная война» в 9-м классе включается элементы темы по краеведению «Дмитровский район в годы Великой Отечественной войны: ратный и трудовой подвиг наших земляков». Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые могут получить в качестве опережающего домашнего задания сообщения по данной теме. Кроме того, на такие уроки полезно приглашать старожилов посёлка, очевидцев событий, которые имеют возможность познакомить учащихся с «живой» историей родного края. Отличным дополнением к объяснению нового материала является просмотр и обсуждение видеофильмов к изучаемым темам.

Прежде чем использовать местный краеведческий материал в учебном процессе, учителю необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, он может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

Остановимся на некоторых методических приемах установления связи содержания местного материала с материалом основного курса истории страны:

1. Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и истории нашей Малой родины — Дмитровского района. В данном случае в качестве практической работы учащимся можно поручить составить план изучаемой темы. Так, например, при изучении темы “Гражданская война: красные и белые» составляя сложный план, учащиеся включают и местный материал об участии дмитровчан в борьбе за советскую власть, а также об антисоветском восстании в селе Рогачёво Дмитровского уезда. С этой же целью учащимся может быть предложено составление тематических таблиц, в которые наряду с общеисторическим материалом включается и местный материал.

2. Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях общеисторического и местного значения. Например, изучая тему “Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. – февраль 1917 г.), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина в Дмитровском крае.

3. Установление синхронности событий истории России и истории Дмитровского края. Для этой цели можно использовать составление учениками синхронных хронологических таблиц.

Конечно, данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями урока, умениями и навыками учащихся. Причем связь между историей края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.

Внеклассная краеведческая работа

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней, брошюр, каталогов и др.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

1. Изучение краеведения в ходе работы факультативов

Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов.

Выбор факультатива по истории края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответствующей учебной базы.

Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.

По своему содержанию факультативные курсы по краеведению делятся на факультативные курсы, которые полностью строятся на краеведческом материале, и общеисторические факультативные курсы с привлечением местного материала. В первом случае факультативный курс дает возможность учащимся получить систематические знания по истории края. Во втором случае в общеисторический факультатив краеведческий материал только включается на основе логических связей.

Исследовательская направленность в работе факультатива по истории края является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций.

Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.

2. Краеведческие кружки

Школьный краеведческий кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Так, на протяжении нескольких лет, я являлась руководителем краеведческого кружка «Роднички Подмосковья», работа которого базировалась в основном на базе нашего школьного краеведческого музея. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя. Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края, электронных книг и презентаций, видеофильмов.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, презентации, прочтение стихотворений собственного сочинения. Так, работая над темой «Деденево — наша Малая родина», мы с учениками создали литературный сборник стихотворений собственного сочинения и стали призёрами районного литературного конкурса «Радуга», а также Всероссийского литературного конкурса «Созвездие».

3. Краеведческие экскурсии

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

Историческая летопись нашего родного посёлка Деденево необычайна ярка! Здесь каждый уголок — не просто живописный пейзаж, а полнокровный участник великих исторических событий нашей Родины. В связи с этим мною разработаны и проводятся экскурсии по территории нашего посёлка по следующим темам: «Святыня посёлка Деденево — Спасо-Влахернский монастырь», «История Деденевской средней школы», «История села Шуколово. Декабристы в Шуколово», «Деденево в годы Великой Отечественной войны: по оборонительным рубежам», «Улица Советская: дачи выдающихся людей, наших знаменитых земляков», «Деденевские пруды», «Деденево — жемчужина канала им.Москвы», «Экология реки Икшанки» и др.

Несколько иной характер носят экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. Наша школа активнго сотрудничает с районным музеем-заповедником «Дмитровский Кремль», где мы имеем возможность посещать тематические экскурсии и экспозиции ежемесячно.

Краеведческий музей Деденевской средней школы и его экспозиции оказывают учителям краеведения нашей школы большую помощь. Здесь учащиеся имеют возможность побывать на экскурсиях, подготовленных инициативной группой старшеклассников по темам: «Выпускник Деденевской школы, Герой Советского Союза — Константин Антонович Аверьянов», «Основатель школьного музея, ветеран Вов и труда Иван Ефимович Соин», «История промышленных предприятий посёлка Деденево», «Выпускник Деденевской школы, выдающийся спортсмен-горнолыжник Александр Жиров» и др.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный контроль знаний. К устному контролю относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный контроль знаний проводится в форме анкет, тестов, эссе, докладов. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, газеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов, брошюры, электронной презентации.

4. Традиции сотрудничества

Внеклассная работа по краеведению невозможна без тесного контакта школы с различными организациями, непосредственно занимающимися научной краеведческой работой. Наша школа поддерживает постоянные контакты и сотрудничает не только с поселковой библиотекой, но и с Центральной межпоселенческой библиотекой г.Дмитрова. На базе библиотек проходят интереснейшие конкурсы среди учащихся района («Дмитров-город воинской славы», «Дмитровчане — Герои Советского Союза и др.); учащиеся 8-11 классов имеют возможность посещать лекции по краеведению (в том числе и выездные, с участием научных сотрудников библиотек); ежегодно старшеклассники нашей школы участвуют в районном патриотическом мероприятии на базе районной библиотеки — ученическая конференция «Жуковские чтения»; в районном конкурсе электронных презентаций «Моя Малая Родина». Учащиеся нашей школы являются активными посетителями библиотеки, особенно её краеведческого отдела, при подготовке исследовательских работ.

Наша школа гордится сотрудничеством с Дмитровским музеем-заповедником «Дмитровский Кремль», на базе которого проходят ежегодные конкурсы и краеведческие викторины для учащихся. Очень важным являются контакты учителей истории и краеведения с научными сотрудниками музея, которые оказывают нам методическую помощь в работе с учащимися, знакомят с особенностями архивных исследований.

Не менее важны для краеведческой работы и поисковой деятельность контакты Совета школьного музея с Советом ветеранов посёлка Деденево, Администрацией территориального округа №3, что позволяет ребятам вести поиск на официальной основе, соприкасаясь в работе со взрослыми людьми, обладающими информацией и возможностями.

За последние пять лет в рамках изучения духовного краеведения Подмосковья наша школа активно сотрудничает с Дмитровским и Яхромским благочиниями, воскресной школой при Спасо-Влахернском монастыре. Наши педагоги являются членами и учувствуют в работе МОО «Союз православных женщин», что значительно расширяет возможности краеведческой деятельности.

Международное сотрудничество зиждется на дружбе коллектива Деденевской СОШ со школами Городокского района Витебской области республики Беларусь в рамках работы РБОФ «Московский фонд мира». В ходе проектов этой организации наши ученики стали участниками Международного слета Юных посланников мира, его ежегодный конференций; принимали участие в международном юношеском краеведческом слёте в г.Городок )республика Беларусь) в сентябре 2018 г.

Научно-исследовательская и творческая деятельность учащихся в процессе изучения краеведения

1. Проектная деятельность

Интерес к проектированию и исследовательской деятельности возник у преподавателей и учащихся нашей школы вместе с пониманием «нужности» внедрения в учебный процесс этих методов. Своеобразным катализатором этого процесса стало введение в учебный план в качестве регионального компонента курса исторического краеведения, которое преподаётся. Как историк, я с энтузиазмом взялась за освоение новых подходов к изучению истории родного края, и, в частности, посёлка.

«Первые шаги» - проектные уроки по краеведению, на которых мы с учениками впервые попробовали определить объект и проблему исследования, сформулировать гипотезу, найти пути решения проблемы и её практическое применение, работая в проектных группах. Деятельность по освоению новых технологий легла на благодатную почву.

Увлекательные и до недавней поры неисследованные страницы истории Деденево и местной святыни – Спасо-Влахернского монастыря в буквальном смысле «всколыхнули» волну интереса учащихся, определили цели и задачи нашего первого историко-краеведческого исследования: установить роль монастыря в истории поселка и в наметившихся процессах его Возрождения. Так родился наш первый школьный проект. В данном случае на выбор тематики проектов влияют несколько факторов:

- интерес самих учащихся, который определяется связью с окружающей действительностью («кто и когда построил храм, который виден из моего окна?»);

- тема проекта может предлагается учителем, что определяется потребностями функционирования школы, в том числе, в рамках внеклассной работы и нравственно-патриотического воспитания («Деденево в годы Великой Отечественной войны: трудовой подвиг местных жителей»);

- тематика диктуется и оциальным заказом (определяется реалиями современного общества: «История Спасо - Влахернского монастыря в контексте процессов возрождения Святой обители как духовного и культурного центра региона».

Примечательно, что в проектном исследовании очень важна возможность практического применения полученных выводов. В ходе работы над проектом учащиеся работают в креативных группах, где имеют возможность выбора вида и направлений деятельности: юные фотографы, операторы, библиотекари, корреспонденты, режиссёры, архитекторы, архивисты, экологи, историки. Учащиеся установили контакты с Администрацией посёлка, со старожилами, учёными, краеведами-любителями, монахинями монастыря; лично участвуют в работах по восстановлению Святой обители. В свет вышли первые видеофильмы, режиссированные, поставленные и снятые самими учащимся. Мы почувствовали удивительную атмосферу сотрудничества, корпорации, коллективного созидательного творчества.

В процессе работы перед участниками проекта встают интереснейшие проблемы, которые постепенно сложились в целую программу будущей исследовательской деятельности. Постепенно началось «разрастание» проекта, который «вёл» себя как живой, развивающийся механизм и вовлекал всё больше участников. Так, групповой проект «Спасо-Влахернский монастырь и его роль в истории посёлка Деденево» стал началом для новых проектов учащихся:

  • «Село Шуколово: история и современность»;
  • «Декабристы в Шуколово»;
  • «История дворянского рода Головиных»;
  • «История Деденевской средней школы»;
  • «Схимонахини Спасо-Влахернского монастыря»;
  • «Игуменьи Спасо-Влахернского монастыря»;
  • «Священномученик Николай Крылов»;
  • «История посёлка Деденево» и другие.

2. Историко-краеведческие научно-практические конференции и творческие конкурсы учащихся

Подобные мероприятия обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской работы кружка, научного общества и проводятся в рамках школы и региона при поддержке муниципальных органов управления образования. Первой ступенью проведения подобных конференций является научное общество учащихся «Эрудит», которое функционирует на базе Деденевской школы с 2000 года. В рамках этого общества действует секция «История и краеведения», в которой состоит ежегодно около 10 одарённых учащихся 6—11-х классов, юных любителей родной истории. В первом полугодии ученики знакомятся с методикой исследования и проекта, а затем вместе с научным руководителем, учителем истории, ребята выбирают темы для исследовательских проектов, которые впоследствии защищают на внутри школьных и районных конференциях.

В форме конференций учащихся могут проводиться и конкурсы творческих работ. В качестве примера можно провести районный конкурс творческих работ учащихся, который проходил на базе нашей школы в марте 2015 года по теме «Ратный и трудовой подвиг наших земляков-дмитровчан в годы Великой Отечественной войны». На этом мероприятии, проходившем в форме конференции, участвовали учащиеся 29 школ Дмитровского района со своими творческими и исследовательскими работами.

При подготовке учащихся к конференции было обращено внимание на использование источников: краеведческой литературы, архивных материалов местных и районного краеведческих музеев, работу с социосредой, старожилами поселений, документальных, газетных и других материалов. Это даёт возможность ученикам знакомиться с методами научного исследования, самостоятельного поиска и открытия в области краеведения, которое является не только учебной дисциплиной и наукой, но и общественным движением.

На протяжение восьми лет по инициативе Управления образования Дмитровского района проходят ежегодные игры Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников (ДИКС), которые носят краеведческую тематику. В играх участвуют сборные команды учащихся 8-11 классов школ района. Каждая игра (викторина) посвящена истории Дмитровского края (или отдельным её страницам) и Московской области. При подготовке к играм учащиеся не только изучают фактический материал, но и готовят творческие проекты, пишут эссе. Это позволяет юным краеведам знать памятники истории, художественной и церковной культуры родного края, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни дмитровчан, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.

Изучение истории Родного края является той областью человеческого знания, которая наиболее весомо и зримо может влиять на формирование нравственных качеств растущей личности, на отношение человека к окружающему миру, позволяет каждому ощутишь себя наследником творческих дел предков, горячо принимать к сердцу интересы родной земли. Интерес ребёнка к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному, к его пониманию, к развитию представлений о мире и обществе. Поэтому каждый учитель, преподающий краеведения, должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.

Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе учителя краеведения, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Таким образом, на уроках исторического краеведения я реализую следующие дидактические цели:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, истории родного края.
  • Дать яркие, образные представления о событиях, явлениях, людях нашего края и особенностях их развития, показать специфику региона.

Развивающие:

  • Формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  • Активизировать познавательную деятельность и самостоятельную работу.

Воспитательные:

  • Способствовать социализации личности.
  • Способствовать воспитанию патриота, гражданина, россиянина.
  • Продолжить формирование нравственных качеств личности на примере жизни наших известных земляков.
  • Показать возможность применения своих сил и знаний на родной земле (профориентация).
  • Воспитывать социальную ответственность личности через отношение к конкретным проблемам региона.

Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов России. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.

Учителю необходимо подвести учащихся к пониманию того, что часто будущее родной земли становится таким, каким мы его представляем, и таким, каким оно станет благодаря подрастающему поколению, нашим ученикам. Ведь любовь к Родине начинается с той ей части, где большинство из нас выросло и живёт. В процессе изучения краеведения мы вместе с моими учениками путешествуем по страницам истории родного края. Изучая прошлое совей Малой Родины, мы пытаемся разобраться в настоящем и заглянуть в будущее.

Каким станет Дмитровский край через несколько лет? В изначальном смысле слова — это то, что придаёт нам силу в дни испытаний, что согревает душу и позволяет увереннее смотреть в будущее. Желая удачи в изучении этой важнейшей дисциплины, я убеждаю своих учеников: «Вы — творцы истории своей Малой Родины!».