Формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ в творческой мастерской кружка «Радуга», через различные технологии обучения

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: ОВЗ


В статье представлен опыт работы с детьми требующими особого внимания. Так как они уязвимы и ранимы. Место проведения опыта творческая мастерская кружка по изобразительному искусству «Радуга». Представлены разные педагогические технологии, применяемые на занятиях с целью формирования ключевых компетенций – навыков у детей с ОВЗ через творческую деятельность, необходимых для полноценной жизни.

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу XXI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь около 2 % из них получали необходимую помощь. Тяжелое положение лиц с умственными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных тем и проблем современной России.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей с ОВЗ. Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. Для повышения качества жизни детей с ОВЗ необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки и компетенции. «Творческая мастерская», которую мы организуем с детьми во внеурочное время – это именно та среда, в которой учащиеся формируют свои недостающие компетенции. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество жизни даже при низком уровне функционирования человека. Чем больше компетенций удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе. Для повышения качества жизни ребенка с ОВЗ первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции. Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования в обществе. Для некоторых детей с РАС и ОВЗ такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации. [1, стр.5]

Новизна данного опыта заключается в комбинированном применении известных технологий с целью формирования недостающих ключевых компетенций учащимся с ОВЗ. Так как технологии - это навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Художественно-творческая дельность для ребёнка, является одним из важнейших средств познания окружающей действительности и развития эстетического, пространственного восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Девятый год наша творческая мастерская в кружке «Радуга» принимает, обучает, развивает и выпускает разных по уровню развития, восприятию мира, мышлению, способностям, детей. Сформирована группа из учащихся 7-9 классов, в которой дети занимаются третий, четвёртый год, есть и те, которые занимаются первый–второй год. Моя задача грамотно руководить этой группой, для этого перед собой поставила несколько критериев, которые действуют в нашем коллективе:

  • Дисциплина в группе;
  • Творческая атмосфера;
  • Свобода выбора;
  • Все равны, и все едины;
  • Умение и стремление трудиться;

Но, как организовать занятие, когда в коллективе есть дети с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос всегда стоит передо мной на первом плане, потому что ежегодно в кружке занимаются два–три таких ребёнка. Приходится находить оптимальные пути решения организации занятий, чтобы устраивало всех детей с разными возможностями.

Два-три человека из 12 человек, это цифра небольшая, но требующая особого внимания. Как только дети с ОВЗ приходят в наш коллектив, первая задача, чтобы всем было комфортно. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с другими людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, понимание собственных возможностей.

В ходе коррекционных занятий у детей должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые). [2, С.57]

По приходу в коллектив кружка «Радуга» учащиеся с ОВЗ проходят входящую разно уровневую диагностику в виде теста или анкеты по предмету, я консультируюсь со школьным психологом о психологических и физических особенностях ребёнка, а так же с классным руководителем о его поведении в классном коллективе со сверстниками. На основании этих данных я определяю какие ключевые компетенции необходимо развивать у данного ребёнка.

По моему наблюдению, самые часто встречаемые отсутствующие у учащихся компетенции приведены в таблице.

Таблица1 - компетенции отсутствующие у детей с ОВЗ и их характеристика

Название компетенции

Характеристика признаков отсутствия данной компетенции

Ценностная

Не способность осознавать и ценить творчество, культурное и национальное наследие, связь, не может устанавливать взаимосвязь с современной культурой, наследием других народов и стран.

Социальная

Не способность:

  • сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей,
  • реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности,
  • проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, соблюдать технику безопасности и выработанные в классе правила жизни. 

Образовательная

Не способность:

  • контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров;
  • сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности;
  • выполнять задания по установленному алгоритму;
  • планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.

Познавательная

Не способность:

  • находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания,

Коммуникативная
(одна из главных)

Не способность:

  • использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.

Так же я обращаю внимание на мотивацию детей в творчестве, и устойчива ли эта мотивация. Менчинская Н.А. и Цымбалюк А.Н. подчеркивали, что изменение мотивации является необходимой предпосылкой повышения эффективности умственной деятельности. Следовательно, одна из главных задач, стоящих перед педагогами при обучении детей, - создание у них интереса к самому процессу учения с тем, чтобы воспитать у них желание и стремление учиться. [3,с 18]

Заинтересованность и мотивация у детей разными видами деятельности и обучением в творческой мастерской кружка «Радуга» происходит:

  • В процессе обмена творческими идеями между участниками группы;
  • В процессе обмена навыками и умениями между участниками группы;
  • При практической деятельности;
  • При проектной деятельности;

Если ребёнок мотивирован, значит, он будет посещать занятия без пропусков, и у меня как у педагога есть возможность сформировать нужные ему компетенции, помочь стать полноценной ячейкой общества.

Технологии и методы обучения, которые я применяю в творческой мастерской кружка «Радуга». Придя в кружок, ребёнок попадает в группу сверстников, а это значит:

  • Учиться в группе;
  • Творить в группе;
  • Мыслить в группе.

Технология сотрудничества в группе одна из основных приёмов работы в творческой мастерской, это может быть одна большая группа или несколько малых групп. При этой технологии происходит организация совместных действий, направленная на одну цель, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов. Между участниками происходит обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности или решения проблемы. Например, тема «Макет дизайнерского предмета быта», цель группы создать дизайнерский предмет быта. Каждый участник группы выполняет определённое задание, все задания распределяют сами участники группы.

Рисунок 1 - Сотрудничество в группе

В начале работы для детей с ОВЗ, которые только недавно стали посещать занятия, провожу технологию уровневой дифференциации, потому что ребёнок ещё не обладает определёнными знаниями умениями и навыками в художественно-творческой деятельности. В этой технологии идёт обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, происходит адаптация обучения к уровню и особенностям развития разных учащихся в коллективе. Дети чувствуют себя комфортно, потому что выполняют те задания, которые получаются и доступны в меру их способностям и развитию. Например, тема «Рисование натюрморта» поделён по уровням сложности:

Таблица 2 – Уровни сложности заданий на тему «Рисование натюрморта»

Уровни

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

Критерии

Состоит из 2 предметов, плоской формы.

Состоит 3-4 из предметов, плоской формы и объёмной.

Состоит 5 и более предметов, объёмной формы. Предметы лежат на разных плоскостях.

Материал

Цветовое решении любыми материалами.

Работа в графике или живописи на усмотрение автора.

Работа в графике или живописи на усмотрение автора.

Рисунок 2 - Применение уровневой дифференциации по теме «Рисование натюрморта»

Часто бывает, в группе каждый участник должен разработать, и воплотить в реальность свою идею, не зависимо от других. Но при этом группа имеет одну тему и цель. В таких случаях я применяю технологию – творческая мастерская. Это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В творческих мастерских все ученики, втом числе и с ОВЗ не получают готовых знаний и наставлений, они их добывают, самостоятельно ищут пути решения, применяя творческий потенциал. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!». Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству. Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и групповой работе.

Рисунок 3 - Творческая мастерская

Не могу не затронуть технологию проектов. Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъектности, что содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Развитие субъектности ученика проявляется в том, что ребенок имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его и защищать. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах. [4, с.119]

Групповые проекты актуальны для детей с ОВЗ, так как включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. Примером послужит групповой проект «Красная книга Ямала» . Дети были разделены на две группы, целью было выяснить, какие животные и растения флоры и фауны нашего края подвержены исчезновению, на основе исследований создать и оформить выставку творческих работ. Хочется отдельно остановиться на выставках. Их значимость велика для любого ребёнка. Но если мы говорим о детях с ОВЗ, то для них выставлять свою работу на показ очень сложно, часто мне приходится слышать от них «все смотреть будут». Приходится проводить беседы, ставить в пример других ребят, объяснять, что показывать своё творчество не стыдно. Когда дети соглашаются, мы оформляем тематические и проектные выставки.

Рисунок 4 - Выставки учащихся

По результату выставок можно судить о положительной динамике самооценки ребёнка с ОВЗ. Он по-другому начинает смотреть на свою работу со стороны и на фоне других работ. Происходит рефлексия своей деятельности, осознание себя, «я могу» «я умею», что очень важно для собственной значимости, и понимания, что ребёнка принимают в его обществе.

На своей педагогическом опыте я установила, что каждая технология формирует определённые компетенции, и составила сводную таблицу.

Таблица 3 - Технологии обучения формирующие следующие компетенции

Технологии обучения

Формирующиеся компетенции

1

Технология сотрудничества

Коммуникативная – умение взаимодействовать в социуме,
Социальная - умение соблюдать принятые в обществе моральные нормы и ценности, сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей.

2

Уровневая дифференциация

Образовательная - выполнять задания по установленному алгоритму;
планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал. 

3

Творческая мастерская

Познавательная - умение организовывать обучающую среду, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания.

4

Технологию проектов

Познавательная - находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану;
Коммуникативная - умение четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.

Ежегодно отслеживаю динамику изменений уровня сформированности ключевых компетенций исходя из диагностики на начало и конец года. Полученные данные можно оформить в виде диаграммы, и наглядно проследить динамику изменения.

Таблица 4 - Результаты диагностики

Учащиеся с разными возможностями здоровья под моим руководством ежегодно принимают участие в школьных, районных, окружных, Всероссийских выставках и конкурсах детского рисунка и имеют победы и призовые места, я думаю это один из главных показателей результативности работы творческой мастерской кружка «Радуга».

Библиографический список

  1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественныминарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  4. А.П.Чернявская, Л.В.Байбородова, И.Г.Харисова ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Часть I Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.