«Именно здоровье людей должно
служить главной визитной карточкой
преуспевающего общества».
И.И.Брехман
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитании подрастающего поколения – сохранение здоровья школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель трудно достижима.
Мы много говорим о здоровье наших детей, но никогда не обращались к проблеме здоровья педагогов школы. А ведь всем понятно, что здоровый учитель и здоровый ученик, эти два понятия неразделимы.
Основная проблема, побудившая взяться за написание этой статьи – не благополучное состояние здоровья современного педагога. Это подтверждается исследованиями специалистов, которые констатируют, что учителя отличаются крайне низкими показателями здоровья, причем, они снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Установлено, что спустя 15–20 лет педагогической деятельности, учитель оказывается в состоянии крайнего истощения нервной системы, эмоционального выгорания. А что же тогда можно сказать об учителях, которые проработали в школе 25–30 лет. Их, например, у нас третья часть, они хотят и могут работать в школе. К сожалению, в последнее время, мы наблюдаем кризис в педагогической профессии: учителя «постарели», т.к. молодежь все реже идет в педагогику по причинам, которые всем нам хорошо известны. В конце 19 века педагог и философ В.Розанов отмечал, что в России есть различные общества покровительства, в том числе и животных, но нет ничего и никого, кто бы заботился об учителе. В свое время К.Д.Ушинский подчеркивал, что «учащие» (так называли учителей) страдают от отсутствия должного внимания со стороны общества, низкого уровня зарплаты и загруженности. Создается впечатление, что наше учительство просто исторически обречено на повышенный фактор риска для здоровья и на отсутствие должного внимания со стороны общества. Трудовой день учителя проходит в непрерывном общении с другими личностями. Это учащиеся, их родители, администрация, коллеги (не менее шести часов в сутки). Достаточно сказать, что учитель ежедневно находится в контакте в среднем со 100–120 учениками и 7–10 учителями. Кроме этого, учитель должен найти время для подготовки к урокам, проверить тетради, решить проблемы со своим классом и т.д. Есть еще обязанности, которые учитель выполняет время от времени: дежурство по школе, родительские собрания, педсоветы, совещания, предметные олимпиады, подготовка к НПК, походы в театр и т.д. и т.п. Не надо забывать также, что учитель имеет обязанности по отношению к своей семье и собственным детям. Ученые полагают, что человек после каждого дня такой работы должен иметь три дня отпуска, чтобы придти в себя. Но не будем фантазировать. Перегрузка в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полностью восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Будем реалистами: в ближайшие 20 лет вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в жизни педагогов. Их не будут посылать бесплатно в дома отдыха, не увеличат зарплату настолько, чтобы педагоги могли себе позволить лучшее питание и спапроцедуры в косметических салонах. Учителям не снизят нагрузку настолько, чтобы они могли полноценно восстановиться после рабочего дня. Следовательно, никто, кроме нас самих, не решит этих проблем. Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Профессия учителя – профессия здоровьеразрушающая, ее можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Только у здорового педагога могут быть здоровые ученики, следовательно, в центре внимания должно быть не только здоровье ученика, но и здоровье учителя. Здоровье учителя, безусловно, зависит от него самого.
Основное направление здоровьсберегающих технологий в области сохранения здоровья учителя - это формирование его активной позиции в отношении ответственности за свое самочувствие и самочувствие детей. Профессиональное здоровье педагога - один из главных показателей положительных преобразований в школе, решающий фактор в создании оптимальных условий воспитания и обучения детей. Отношение учителя к собственному здоровью должно соответствовать требованиям, которые он предъявляет своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на ценности здорового образа жизни, - единственное средство убеждения детей и нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей его жизни.
Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой для детей. Когда учителя - предметники и классные руководители вместе с учащимися участвуют в спортивных мероприятиях школы, учащиеся, выступающие в роли соперников или зрителей, другими глазами смотрят на учителя, стараются соответствовать ему.
В нашей школе имеется опыт проведения спортивных мероприятий с участием команды учителей и команды учеников:
- «Веселые старты», приуроченные ко «Дню защитников Отечества» и «8 марта»,
- соревнования по волейболу с командой старшеклассников на призы «Деда Мороза».
Имеются активное участие и достижения хороших результатов учителей в городских спортивных мероприятиях Все эти достижения результат систематических занятий физкультурой.
Педагогическому коллективу, имеющему хорошие традиции и успешные выступления коллег на школьных и городских спортивных мероприятиях, необходимо систематически заниматься физической культурой для укрепления своего здоровья. Для этого было бы замечательно, если в каникулярное время учитель как можно меньше занимал статическое положение, а больше двигался, выполняя работу по кабинету и т.д.
Занимался в тренажерном зале школы, где на различных современных тренировочных снарядах можно укреплять различные группы мышц, посещение группы по ушу.
Это, наверное, лучший вариант: оздоравливаться, не выходя из школы, при вечной нехватке времени. Также можно организовать
- выезд коллектива зимой на лыжную базу,
- весной или осенью выезд на туристическую базу, в городской экстрим-парк,
- активное посещение городского бассейна.
Ученикам приятнее общаться с бодрым, улыбающимся, здоровым учителем, чем с унылым, уставшим и с плохим настроением педагогом. Всем нам надо давно понять, что от здоровья учителя в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, т.е. будущее страны.