Методическая разработка интерактивного занятия «Три эпохи дома солдатской славы»

Разделы: Дополнительное образование, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 2, 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Введение

Воспитание патриотизма -  является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий  национального возрождения.

В учреждениях дополнительного образования заложен огромный потенциал и широкие возможности нестандартного подхода  к решению различных задач, которые помогают вырабатывать активную жизненную позицию учащихся. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками-единомышленниками, организуют праздники и мероприятия, акции.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность. Совместная работа, изучение литературы и произведений искусства приобщают учащихся к социально-патриотической жизни страны.

В связи со 100-летием со дня рождения Якова Федотовича Павлова, Героя Сталинградской битвы, Героя Советского Союза, проводятся различные мероприятия.

Учебно-методическая разработка «Три эпохи дома солдатской славы» представляет историю Дома Павлова в трех периодах: в довоенном Сталинграде, в годы Великой Отечественной войны, в мирные дни Волгограда. Личности, которые связаны с Домом Павлова и которые на протяжении многих лет хранили память, прославляли, сохраняли великий подвиг и память различными способами, являются участниками всех событий.

Основная часть

Название занятия: «Три эпохи дома солдатской славы».

Форма проведения: Интерактивное занятие.

Цель: Выявить роль личности в истории легендарного дома.

Задачи: Рассмотреть различные способы сохранения народной памяти о великом подвиге. Познакомить учащихся с событиями довоенной, военной и послевоенной эпохи дома солдатской славы. Научить учащихся  формировать собственное мнение, активно его выражать и отстаивать. Формировать активную гражданскую позицию. Активизировать мыслительную деятельность учащихся при широком использовании наглядности.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Необходимое оборудование: интерактивный макет Дома Павлова (три варианта, дидактические карточки по эпохам).

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Каждый год мы с вами отправляемся на пленэр и рисуем в разных уголках нашего города. Среди наших работ есть рисунки уникального дома – Дома сержанта Павлова. Это героический дом. У него есть своя история. Как вы думаете: благодаря кому  нам знакома история этого дома?

Ответы детей:

- Благодаря защитникам дома;

- Благодаря писателям:

- Жителям этого дома;

- Благодаря сержанту Павлову.

Педагог: Да, действительно, это так. Но есть еще люди творческих профессий – архитекторы, художники, скульпторы, которые сохраняют подвиг народа в веках, прославляя его в своих творческих работах.

Но давайте проследим историю дома с самого начала.

Эпоха первая: История рождения

В городе Сталинграде, на площади 9-го января, ныне это площадь Ленина, в середине 1930-х годов архитектор Сергей Волошин построил четырехэтажный жилой дом с четырьмя подъездами. Назывался он Дом Облпотребсоюза, была такая организация в Сталинграде. Этот дом считался одним из престижных в городе, рядом с ним располагались жилые здания: Дом связистов, Дома работников НКВД, Дом Железнодорожников и другие. В Доме Облпотребсоюза жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Рядом также находился Дом Совконтроля — будущий Дом Заболотного — зеркальная копия Дома Облпотребсоюза. Эти два здания сыграют важную роль в обороне Площади 9-го января. По воспоминаниям очевидцев, цвет обоих зданий был зеленый. Между этими домами проходила ветка железной дороги к Госмельнице № 3 (мельнице Гергардта).

В процессе рассказа педагог показывает вид № 1 макета Дома Павлова.

Личности: архитектор Сергей Волошин.

Эпоха вторая: Истории и лица войны

В районе площади 9-го Января оборонялся 42-й гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который поручил капитану Жукову провести операцию по захвату двух жилых домов: Дома Облпотребсоюза и Дома Совконтроля, имевших важное значение. Были созданы две группы: группа лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был разрушен наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила четырёхэтажный дом и закрепилась в нём.

Педагог показывает карточки с фотографиями  лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова (карточки необходимо доставать последовательно, иллюстрирую рассказ).

На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гвардейской стрелковой дивизии.

Педагог показывает карточки с фотографиями  лейтенанта Афанасьева, разрушенного дома, обороны дома, плана местности.

Немецкие штурмовые группы захватывали нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, бойцы гарнизона встречали их шквальным огнём из подвала, окон и крыши.

Всё время обороны зеленого дома (с 27 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку. Оборона этого дома продолжалась 58 дней. В подвалах также находились более тридцати гражданских лиц, некоторые были тяжело ранены в результате пожаров, которые возникали после атак немецкой артиллерии и бомбардировок. Дом обороняли военнослужащие разных национальностей. На оперативной карте немецкого командующего сталинградской группировкой Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. История защиты этого дома такова: в ходе бомбардировок города все здания превратились в руины, уцелел всего лишь один четырехэтажный дом. Верхние его этажи позволяли вести наблюдение и держать под обстрелом ту часть города, которая была занята противником, поэтому сам дом играл важную стратегическую роль в планах советского командования.

Дом был приспособлен для круговой обороны. За пределы здания были вынесены огневые точки, а для сообщения с ними проделаны подземные ходы. Подступы к дому были заминированы при помощи противопехотных и противотанковых мин. Именно благодаря умелой организации обороны воины смогли столь долгий период времени отбивать атаки врагов. Представители 11 национальностей вели стойкую оборону до тех пор, пока советские войска не пошли в контрнаступление в Сталинградской битве.

Педагог показывает карточки с фотографиями защитников, с остатками дома после сражения, девочки Зинаиды, разрушенных стен дома с надписями.

Во время обороны в Доме находилась маленькая девочка - Зинаида Петровна Андреева (в девичестве Селезнева). Она и есть та самая «дочка Дома Павлова», ребенок, находившейся в подвале в дни самых страшных атак фашистов на Дом, ставший крепостью, а  затем и  легендой. Один из защитников дома, боец 13-й стрелковой дивизии Ахмат Турдыев писал затем своей семье: «Назло всем смертям в нашем доме родился ребенок. Девочка. Все зовут ее Зиной, а я Зиндаги — жизнью…». Мать Зинаиды, прибежала, спасаясь от бомбежек, в дом, где жили ее родители.

Солдаты, оборонявшие здание, защищали и девочку, и маму, и многих других мирных жителей, находящихся в подвале. Они делились последними крохами хлеба и муки, чтоб люди не погибли,

Солдаты приносили молодой маме лепешки, чтобы не пропало молоко. А когда все-таки пропало грудное молоко, и ребенок стал умирать от дифтерии и голода, солдаты старались выходить ребенка смесью муки и воды. Там и взрослые помирали от голода. Что уж грудной ребенок… В вещах Дома И. Воронов нашел образок - на маленькую металлическую иконку с изображением Богородицы и младенца Иисуса Христа. Эта иконка и сейчас хранится у Зинаиды. С того момента девочка вдруг стала поправляться и совсем исцелилась. А после того, как девочку выходили, в период затишья именно солдаты помогли молодой матери с двухмесячной крохой перебраться на левый берег Волги, подальше от бомбежек. Всех бойцов, защитников Дома Павлова, Зинаида Петровна считает своими крестными.

В процессе рассказа педагог показывает трансформацию вида № 1 в вид № 2 макета Дома Павлова и достает оттуда карточки с изображениями.

Личности: сержант Я.Ф.Павлов, лейтенант И.Ф.Афанасьев.

Эпоха третья: Истории возрождения и сохранения памяти

Дом, удерживаемый гарнизоном лейтенанта И.Ф.Афанасьева, считается первым восстановленным зданием Сталинграда. В июне 1943 года А. М. Черкасова привела на развалины вместе с собой жен солдат. Так и возникло «Черкасовское движение», которое включало исключительно женщин. Возникшее движение нашло отклики и на других освобожденных территориях. Разрушенные города начали восстанавливать своими руками добровольцы в свободное от работы время. Площадь 9 Января переименовали. Новое название - площадь Обороны. На территории построили новые дома и окружили полукруглой колоннадой. Руководил проектом архитектор Е.И.Фиалко. В 1960 году площадь опять переименовали. Теперь это площадь Ленина. А из торцевой стены скульпторы А.В.Голованов с П.Л.Малковым в 1965 году соорудили мемориал - барельеф «58 дней в огне», который сохранен до сих пор и украшает город Волгоград.

К 1985 году Дом Павлова отремонтировали. 4 мая 1985 года на торцевой стене дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Авторы архитектор В.Е.Масляев и скульптор В.Г.Фетисов. установили мемориал с надписью, напоминающей о подвиге советских солдат в те дни, когда они сражались за каждый кирпич этого дома. Надпись на мемориальной стене гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».

В процессе рассказа педагог показывает трансформацию вида № 2 в вид № 3 макета Дома Павлова и достает оттуда карточку с текстом мемориальной доски и фото людей, творивших послевоенную историю Дома Павлова.

Современный адрес Дома Павлова: Советская улица, дом 39. Яков Федотович Павлов в 1980 г. удостоился звания «Почётный гражданин Волгограда». Умер Яков Федотович Павлов в 1981 г. и похоронен в Великом Новгороде.

Педагог показывает карточки с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны – защитников Дома Павлова, А.М.Черкасовой, архитектора Е.И.Фиалко, скульпторов А.В.Голованова с П.Л.Малкова, архитектора  В.Е.Масляева  и скульптоара  В.Г.Фетисова,

Педагог: Ребята, с каждым годом количество ветеранов, свидетелей Второй мировой войны становится все меньше. И уже через какой-нибудь десяток лет и их не будет в живых. Поэтому сейчас так важно узнать правду об этих далеких событиях. Посмотрите, сколько людей сохраняли память подвигов наших солдат, защитников Дома Павлова на протяжении 75 лет.

Вы можете назвать, кто эти люди?

Возможные ответы детей:

- Защитники Дома Павлова, Я.Ф. Павлов, ветераны Великой Отечественной войны, те, кто восстанавливал дом, скульпторы и архитекторы, увековечившие великий подвиг.

Мы тоже вносим свою лепту. Посмотрите на наши картины, помните, мы их рисовали после пленэра. Они сохраняют нашу память уже два года.

Педагог: В заключение нашего занятия я предлагаю вам разложить карточки, в соответствии с эпохами  и историями Дома Павлова применительно к каждому макету. Давайте ленту времени провернем назад.

Учащиеся раскладываю карточки. Макеты закрываются.

Личности: сержант Я.Ф.Павлов, лейтенант И.Ф.Афанасьев, защитники Дома Павлова - ветераны Великой Отечественной войны, З.П.Андреева (в девичестве Селезнева), А.М.Черкасова, архитектор Е.И.Фиалко, скульпторы А.В.Голованов с П.Л.Малков, архитектор В.Е.Масляев и скульптор В.Г.Фетисов.

Дополнительные сведения: В процессе занятия используются три макета и 24 карточки.

Место проведения: МОУ ДЮЦ Волгограда, объединение «Детская художественная школа».

Рекомендации по организации: Подготовительный этап включает разработку и выполнение трех макетов. Основной этап с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, строится на основе включенности в него всех учащихся группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед педагогом стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы.

Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Эти чувства усиливаются дизайнерским решением макетов.

Заключение

И пусть история сохранила для потомков только его фамилию, но славу он все равно разделил со всеми своими товарищами. Каждый из уцелевших защитников Дома всегда был самым дорогим гостем в Волгограде. В городе, где они не щадили своих жизней. И мы помним о них и благодарны им.

Приложения

Список литературы

  1. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13161
  2. Савельев Л.И. Дом Павлова. — Москва: Советская Россия, 1970.
  3. Соловьев В. История России для детей и взрослых. – М., «Белый город», 2001.