Среди основных направлений работы психолога можно выделить психотерапию и психокоррекцию. Вопрос о разделении этих двух сфер психологической помощи и по настоящее время является дискуссионным. Однако следует отметить, что «термин «психотерапия» (Psychoterapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами». [8, с. 6] «Психокоррекция – совокупность психологических приёмов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека». [8, с. 7] Но и в психологической коррекции, и в психотерапии используются одинаковые методы.
К методам практической коррекции относится арт-терапия. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арт-терапии лежат искусство и творчество. В последнее время во всём мире данный метод психокоррекции привлекает к себе всё больше внимания. Арт-терапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арт-терапия способна решить огромный спектр задач. Применяют арт-терапию в работе со взрослыми, подростками, детьми.
Дети с особыми образовательными потребностями являются особой категорией. (Понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями» используется в современных научных исследованиях и некоторых законодательствах иностранных государств как более современный и точный аналог понятию «ребёнок с ОВЗ». В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16 написано: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».) Для детей с ОВЗ искусство является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА
Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. [12] Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арт-терапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире.
Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [8, с. 161] Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности клиента.
Арт-терапия решает следующие задачи:
- предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и другим негативным чувствам;
- облегчение процесса коррекции;
- получение материала для интерпретации и диагностических заключений;
- концентрация внимания на ощущениях и чувствах;
- проработка мыслей и чувств, обычно подавляемых клиентом;
- налаживание отношений между психологом и клиентом;
- развитие чувства внутреннего контроля;
- развитие художественных способностей и повышение самооценки.
Среди основных функций арт-терапии можно выделить следующие:
- катарсистическая – арт-терапия способствует очищению, освобождению от негативных состояний;
- регулятивная – арт-терапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
- коммуникативно-рефлексивная – арт-терапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватной самооценки, межличностного поведения.
Арт-терапия показана при эмоциональных нарушениях, коммуникативной некомпетентности, трудностях общения, искажённой самооценке, низком уровне мотивации к деятельности.
Выделяют две формы арт-терапии:
- пассивная – клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми;
- активная – клиент сам создаёт продукты творчества.
Сегодня арт-терапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию. Каждый из этих видов арт-терапии подразделяется на подвиды.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия – метод арт-терапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах.
Изучением различных аспектов музыкотерапии занимались Брусиловский Л.С., Завьялов В.Ю., Швабе К. [8, с. 173]
Можно выделить следующие основные направления коррекционного действия музыкотерапии:
- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
- развитие коммуникативных функций и способностей, навыков межличностного общения;
- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- развитие эстетических потребностей.
В зависимости от активности клиентов в музыкотерапевтическом процессе, степени их участия выделяют следующие формы музыкотерапии: активную и пассивную.
Активная музыкотерапия подразумевает активное выражение в музыке себя, своего непосредственного эмоционального состояния через пение, движение, игру на музыкальном инструменте. Такие занятия приводят к стабилизации психоэмоционального состояния, к разрешению внутреннего конфликта человека.
Пассивная (рецептивная) музыкотерапия подразумевает восприятие музыки с коррекционной целью. В свою очередь, различают следующие формы рецептивной музыкотерапии:
- коммуникативная – наиболее простая форма, направленная на установление и улучшение контакта психолога с клиентом, предполагает совместное прослушивание музыки;
- реактивная – направлена на достижение катарсиса;
- регулятивная – способствует снижению нервно-психического напряжения.
Также выделяют интегративную музыкотерапию, сочетающую в своей методологии подходы активной и пассивной музыкотерапии. Основной её целью помимо коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений является и повышение резервных возможностей организма в целом.
Среди методов музыкотерапии выделяют вокалотерапию (пение), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия), инструментальную музыкотерапию (игра на музыкальных инструментах).
Используют музыкотерапию в коррекции эмоциональных отклонений, отклонений в поведении, речевых и двигательных расстройств, страхов, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.
Имаготерапия
Имаготерапия (от лат. inago – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия заключается в воображении клиентом тех или иных представлений, состояний, ощущений. С помощью психотерапевта воображаемый образ активно воссоздаётся.
Данный метод был предложен И.Е.Вольпертом в 1966 году. Занятия имаготерапией проводятся в индивидуальной и групповой формах.
В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.
Куклотерапия – метод арт-терапии, использующийся в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой. Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, являющегося травмирующим для ребёнка. То есть кукла попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения. Используют куклотерапию при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Образно-ролевая драмтерапия – метод арт-терапии, осуществляющий «реконструкцию поведенческой реакции» через разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета. В составе репертуара могут быть и специально составленные сюжеты, и известные произведения, например сказки. Проигрывание ролей способствует разрушению старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Психодрама – метод психотерапии, созданный Я.Морено и широко распространённый по всему миру. Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной, травмирующей ситуации. Результатом данного метода является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации. Как и образно-ролевая драмтерапия психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.
ИЗОТЕРАПИЯ
Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Широко используется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.
Изотерапия применяют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Выделяют два направления изотерапии:
- пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
- активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.
Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать следующие принципы данного метода:
- целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации;
- качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;
- в процессе изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить её внешне в рисунке, определить выход из неё.
Изотерапия рассматривается как проекция личности клиента, как символическое выражение его отношения к миру.
БИБЛИОТЕРАПИЯ
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. [8, с. 178] Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров.
Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость.
Библиотерапию рекомендуют детям и взрослым. С её помощью решаются проблемы личностного и эмоционального плана. Применяют данный метод как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При использовании в работе библиотерапии необходимо соблюдение следующих принципов:
- адекватность содержания литературного произведения характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия;
- доступность содержания литературного произведения для читателя;
- максимальное сходство ситуации, проблемы, описанной в книге, с травмирующей ситуацией клиента;
- позитивное завершение сюжета, показывающее выход из ситуации, обозначающее путь решения проблемы, конфликта, обеспечивающее позитивную поддержку и укрепление веры клиента в себя.
В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы. Данный вид библиотерапии наиболее приемлем в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет различные варианты работы:
- использование сказки как метафоры;
- рисование по мотивам сказки;
- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
- проигрывание эпизодов сказки;
- использование сказки как притчи-нравоучения;
- творческая работа по мотивам сказки.
ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Арт-терапия как вид психологической коррекции используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей. Психотерапевтическое воздействие может дать значительные положительные результаты при учёте в работе возрастных, личностных, клинических особенностей детей.
При проведении арт-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:
- принцип единства коррекции и развития;
- принцип единства диагностики и коррекции развития;
- принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
- принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
- принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода;
- принцип оптимистического подхода;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.
Применение арт-терапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития.
У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии.
При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии.
Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия.
На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.
Для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии наиболее сензитивным является возраст 6–7 лет.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия. Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка.
Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью.
Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами. Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.
В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается. В ходе арт-терапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции.
При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям.
При подборе коррекционных методов и средств в первую очередь необходимо учитывать уровень интеллектуального и уровень речевого развития ребёнка.
Список литературы
- Вальдерс Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Псиотерапевтические виды художественной деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 63 с.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 96 с.
- Гройсман А.Л. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. – М.: Просвещение, 1993. – 202 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Златоуст, 1998. – 355 с.
- Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2005. – 368 c.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
- Психотерапия: учебное пособие / Под ред. В.К.Шамрея, В.И.Курпатова. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 496 с.
- Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. – М.: Медицина, 1985. – 719 с.
- Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Методическое пособие. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1998. – 56 с.
- ru.wikipedia.org