Роль аудиовизуальных средств в формировании аудитивных навыков обучающихся

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: аудирование, омофоны


Обучение аудированию или смысловому восприятию (пониманию) речи на слух, является самым трудным видом речевой деятельности. Эти трудности обусловлены несовпадением фонологических систем двух языков. В беглой речи происходит редуцирование отдельных форм слов, стираются границы между словами под влиянием соседних звуков. Создается звуковое сходство между оппозициями. Существует трудность, связанная с восприятием омофонов. Например: The story was said. The story was sad.

Также трудно воспринимать конечные согласные. Например: Take care of your knees. Take care of your niece.

И, действительно, можно хорошо читать, переводить, знать все тонкости грамматики, быстро и правильно говорить, но если ученик не сможет понять своего собеседника – коммуникативное общение не состоится. Действительно, слушая голос носителя иностранного языка, ученик зачастую теряется, так как у него не в полной мере сформированы навыки понимания речи на слух. Такой навык можно сформировать только тогда, когда обучаемый сможет оказаться в атмосфере динамической наглядности, слушая как можно чаще разные голоса носителей языка, видя перед собой собеседников, их мимику, жесты, отношение к происходящему, т.е во время формирования аудиовизуальной сферы изучения иностранного языка. Видеотехнические средства обучения играют роль своеобразных собеседников посредством использования видеофильмов и коротких отрывков. Именно они призваны создать для обучающихся динамическую наглядность, сформировать аудиовизуальную сферу изучения иностранного языка.

Широкое использование технических средств обучения – одна из существенных особенностей современного учебного процесса. Обучение иностранному языку не представляет собой исключения. Иностранный язык как учебный предмет делает необходимым и возможным активное и систематическое использование технических средств обучения, в первую очередь, - звукотехнических и проекционных.

Причина того, что звукотехнические приборы и устройства играют такую важную роль в процессе обучения иностранному языку, очевидна. Практическое владение иностранным языком немыслимо без овладения устной речью хотя бы на элементарном уровне. Практика обучения показывает, что звукотехническое оборудование позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателя при передаче информации, во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока, в-третьих, активизировать выполнение заданий обучающимися в некоторых видах устной деятельности.

При проведении аудирования с помощью аудиовизуальных средств у обучаемых повышается мотивация к изучению иностранного языка. Необычность, динамичность сюжета способствуют заинтересованности обучаемых. Аудиовизуальные источники информации дают наиболее полное представление о естественном общении. Обучающиеся видят место и время действия общающихся, определяют их социальные роли и легко воспринимают их речевое и неречевое поведение, а также испытывают сильное эмоциональное воздействие. Благодаря этому акт общения облегчается, а понимание речи становится более полным и глубоким, так как речевая информация дополняется и обогащается неречевой.

В целях создания естественных ситуаций общения следует больше использовать в качестве источника информации самих обучающихся. При этом ученик выступает в присущей ему в реальной жизни социальной роли (любителя музыки, спорта, сына-дочери и пр.), либо в вымышленной социальной роли (француз, англичанин, ученый, журналист и пр.). Преподавателю следует четко представить ситуацию и роли общающихся. В этом случае совершенно недопустима постановка перед слушающими чисто учебных задач (исправляйте ошибки, дайте оценку правильной речи и т.д. Их функции должны соответствовать реальному общению: обсудить, высказать свое мнение, принять к сведению.

Обучаемые становятся более внимательными, стараются справиться с заданиями, быть первыми при ответе, стараются добавить или уточнить ответ собеседника. При проведении данной работы необходимо учитывать коллективное творчество учащихся. Группу обучаемых можно разбить на команды и внести элемент соревнования. Методика работы с видеофрагментом включает в себя 3 этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
На первом этапе снимаются языковые трудности, разбираются новые слова, осуществляется проверка раннее изученной лексики, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания видеофрагмента. Перед показом обучающимся предлагаются вопросы по содержанию, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на оценку и характеристику содержащейся в фильме информации.

Следующий этап: демонстрационный. Данный этап должен сопровождаться активной учебной деятельностью учащихся. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сценария, тезисов, плана, опорных слов, фраз.

Заключительный этап: последемонстрационный. На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств.

Контроль понимания увиденного и услышанного можно проверить при помощи так называемых рабочих листов «Activity sheets», которые содержат различные виды заданий: true or false, fill in the gaps, match two halves, choose the correct answer, finish the sentence.

Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, дифференцированного, пословного, коммуникативно-ориентированного).

В качестве опор для пересказа можно использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста, последующее озвучивание фильма. Несомненно, что фильм должен иметь тематический характер, соответствующий какой-либо теме, изучаемой в данный момент. Очень важно осуществлять в данной работе дифференцированный подход. Каждый ученик получает соответствующее его уровню задание (activity sheet). А для осуществления поисковой и исследовательской деятельности в процессе работы обучающимся предлагается самим составить вопросы по содержанию фильма, что-то изменить или добавить в сюжетную линию увиденного.