Познавательно-исследовательская деятельность "Тайна воздуха"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей.

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Тип проекта: экспериментальный, долгосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Авторы проекта: воспитатели старшей группы: Моченёва М.В., Кудрявцева И.Г.

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о значении воздуха для человека и всех живых организмов на планете.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;

Развивающие:

  • создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
  • развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
  • формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

Ожидаемый результат:

После завершения проекта дошкольники смогут:

  • проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
  • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
  • собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

  • Что такое воздух?
  • Какой он?
  • Зачем он нужен людям, животным и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Как можно услышать воздух?
  • Как можно почувствовать воздух?
  • Имеет ли воздух силу и вес?
  • Почему нам бывает жарко и холодно?
  • Где живет теплый воздух, где - холодный?

Предполагаемый результат:

  • итоговое занятие;
  • рисунки на тему: «Нам нужен чистый воздух»;
  • презентация проекта.

Этапы реализации проекта

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

I этап – подготовительный

1.

Анкетирование родителей

Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной

воспитатель

1 неделя

2.

Круглый стол с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта

воспитатель

1 неделя

3.

Подбор библиотеки

Развивать интерес к исследовательской работе

Родители, воспитатели

1 неделя

4.

Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещать родителей

воспитатель

1 неделя

5.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия для опытно-экспериментальной работы

Родители, воспитатели

1 неделя

II этап – основной

1.

Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме

Развивать интерес к исследовательской работе

воспитатель

2, 3 недели

2.

Оформление музея «Мир воздуха»

Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе

Родители, воспитатели

2, 3 недели

3.

Подбор, изготовление дидактического материала, игр

Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес

Родители, воспитатели

2, 3 недели

4.

Составление карточек (из наблюдений)

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

5.

Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы

Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

6.

Целевые прогулки

Дать обобщенное представление о свойствах воздуха

Родители, воспитатели

2, 3 неделя

7.

Экспериментальная деятельность с воздухом

Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

8.

Познавательные занятия

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

9.

Конструирование, ручной труд

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

10.

Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

11.

Оформление выставки рисунков «Нам нужен чистый воздух»

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3 недели

III этап – итоговый

1.

Обработка и оформление материалов проекта

 

воспитатели

5 неделя

2.

Анализ результативности

 

воспитатели

5 неделя

Результат проекта

  • Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха
  • Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
  • Имеют представление о свойствах воздуха
  • Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
  • Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
  • Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения

Приложения

Литература

1. Рыжова Н.А. "Воздух-невидимка". М., 1998.

2. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002.

3. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004.

4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – Методическое пособие. – СПб., 2011.