Пояснительная записка
Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Тип проекта: экспериментальный, долгосрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Авторы проекта: воспитатели старшей группы: Моченёва М.В., Кудрявцева И.Г.
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о значении воздуха для человека и всех живых организмов на планете.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
- углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
Развивающие:
- создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
- развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
- формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
- Что такое воздух?
- Какой он?
- Зачем он нужен людям, животным и растениям?
- Как можно увидеть воздух?
- Как можно услышать воздух?
- Как можно почувствовать воздух?
- Имеет ли воздух силу и вес?
- Почему нам бывает жарко и холодно?
- Где живет теплый воздух, где - холодный?
Предполагаемый результат:
- итоговое занятие;
- рисунки на тему: «Нам нужен чистый воздух»;
- презентация проекта.
Этапы реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
Сроки проведения |
I этап – подготовительный |
||||
1. |
Анкетирование родителей |
Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной |
воспитатель |
1 неделя |
2. |
Круглый стол с участием родителей и детей |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта |
воспитатель |
1 неделя |
3. |
Подбор библиотеки |
Развивать интерес к исследовательской работе |
Родители, воспитатели |
1 неделя |
4. |
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта |
Просвещать родителей |
воспитатель |
1 неделя |
5. |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала |
Создать условия для опытно-экспериментальной работы |
Родители, воспитатели |
1 неделя |
II этап – основной |
||||
1. |
Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме |
Развивать интерес к исследовательской работе |
воспитатель |
2, 3 недели |
2. |
Оформление музея «Мир воздуха» |
Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе |
Родители, воспитатели |
2, 3 недели |
3. |
Подбор, изготовление дидактического материала, игр |
Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес |
Родители, воспитатели |
2, 3 недели |
4. |
Составление карточек (из наблюдений) |
Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
5. |
Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы |
Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
6. |
Целевые прогулки |
Дать обобщенное представление о свойствах воздуха |
Родители, воспитатели |
2, 3 неделя |
7. |
Экспериментальная деятельность с воздухом |
Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
8. |
Познавательные занятия |
Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
9. |
Конструирование, ручной труд |
Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
10. |
Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе |
Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями |
Родители, воспитатели |
2, 3, 4 недели |
11. |
Оформление выставки рисунков «Нам нужен чистый воздух» |
Развитие творческой активности |
Родители, воспитатели |
2, 3 недели |
III этап – итоговый |
||||
1. |
Обработка и оформление материалов проекта |
|
воспитатели |
5 неделя |
2. |
Анализ результативности |
|
воспитатели |
5 неделя |
Результат проекта
- Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха
- Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
- Имеют представление о свойствах воздуха
- Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
- Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
- Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения
Литература
1. Рыжова Н.А. "Воздух-невидимка". М., 1998.
2. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002.
3. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004.
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – Методическое пособие. – СПб., 2011.