Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
К приемам, разработанным в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП), относятся: «Мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов», «Кластер», «Бортовой журнал», «Инсерт» (пометки на полях), «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Диаманта», «Диаграммы сравнения», «Свободное письмо» и др.
Используемые мною приемы «Бортовой журнал» и «Кластер» позволяют не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогают развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
Существуют несколько вариантов оформления "бортовых журналов": простая и более полная форма.
С учетом различных рекомендаций по составлению и применению журнала, из собственной практики, опираясь на то, что данный прием охватывает все этапы урока возможность работы с детьми с ОВЗ, я разработала свою форму, подстраиваемую под любую тему урока, и немного изменила алгоритм работы, чем хочу поделиться.
Алгоритм работы с приемом
1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.
2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.
3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы:
а) записывают что они знают по данному разделу и что предстоит узнать;
б) записывают в 1 столбик разделы новой темы, во 2 столбик уже известную информацию или по мере изучения, а 3 столбик служит для рефлексивного анализа определенного этапа работы.
4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя форму обобщения по теме, которые они будут использовать после изучения проблемы, с опорой на графику.
На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать приемы: кластер, сводная таблица, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.
5. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.
6. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом, формируем метапредметность: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.
7. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в дополнительной информации бортового журнала. При работе с дополнительными вопросами на вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики.
8. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты урока вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки полученной информации по теме вы можете указать? И др.
Предложенная форма «бортового журнала» актуальна, удобна (занимает 1 лист формата А-4) и может применяться учителем любого предмета:
- в изучении определенного раздела;
- обобщением к уроку;
- как индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ на определенную тему;
- контрольным материалом к пройденной теме (разделу).
Накапливая листы «бортового журнала» учитель получает возможность просматривать динамику работы с обучающимися, систематизировать знания (особенно при работе с детьми с ОВЗ), а так же вести диалог с родителями и законными представителями в воспитательном формате.
Приём «Кластер», используемый в «бортовом журнале» - это способ графического обобщения материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Алгоритм работы приема:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум по теме. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Достоинства применения (из опыта):
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно и создается элемент творческого соревнования на самое «удачное» составление;
- дети активны и открыты, у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Предложенные приемы отражают небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на новое применение ТРКМЧП, которая позволяет помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе, дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства и равноправия особенно при инклюзивном обучении.