Цель: воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и уважению героическому наследию нашего государства.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя С.П.Алексеева;
- формулировать учебную задачу урока; отвечать на поставленные вопросы; сотрудничать;
- учит анализировать, сравнивать, читать выразительно;
- развивать умение читать по ролям;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;
- прививать любовь к чтению исторической литературы;
развивающие:
- развивать исследовательские умения, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания;
- развивать речь, внимание, мышление.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование:
- Презентация.
- Сергей Алексеев «От Москвы До Берлина: рассказы о Великой Отечественной войне для детей» Москва: «Издательство Астрель».
- Выставка книг С.П.Алексеева.
Ход урока
I. Организационный момент
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Слайд)
II. Литературная разминка
- Наш урок я хочу начать с разминки, но необычной, а литературной.
- Вспомните, кому принадлежат эти слова и назовите автора.
… В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога… (Иван Алексеевич Бунин).
… К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей. (Иван Андреевич Крылов).
… Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. (Л.Н.Толстой)
… Книга о Великой Отечественной войне стала самой дорогой, самой святой для меня книгой. (С.П.Алексеев.) (Слайд)
III. Актуализация читательского опыта
- Эти строчки я взяла из автобиографии писателя, с которым мы познакомились во 2 классе при работе с «Читательским дневником» (Слайд)
- Сегодня на уроке мы вспомним или познакомимся с рассказом С.П.Алексеева «Злая фамилия».
- Как вы думаете, может ли быть фамилия - злой?
- Но перед тем, как мы узнаем, почему фамилия оказалось злой, давайте познакомимся с биографией писателя. (Слайд.)
1. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя.
- Имя Сергея Петровича Алексеева в читательском мире прочно связано с исторической литературой. К разным периодам российской истории обращается писатель в своём творчестве. Сделав своим девизом слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою предков можно и должно».
С.П.Алексеев родился 1 апреля 1922 года в Украине в селе Плискове, недалеко от г. Винница в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В старших классах увлекся историей, записался в аэроклуб. В 1940 году после окончания средней школы поступил в авиационное училище в городе Полтавы в Западной Белоруссии. Война застала его, близ границы в полевом лагере. Курсант Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута. Полный курс, которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончанию лётного училища был оставлен в нём инструктором, до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года из-за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте. (Слайд)
Самую первую книгу С. Алексеева с середины 50-х годов читали все дети, потому что это был учебник по истории СССР для начальных классов (1955), которую он написал в содружестве с историком В.Г.Карцевым. А первая его художественная книга – «Небывалое бывает» - сразу полюбилась юным читателям, так же, как и множество других рассказов и повестей.
За сорок лет работы в литературе писатель создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины ХVI до середины ХХ вв. Книги Алексеева получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Его произведения издавались на 50 языках народов мира.
Но как писал Сергей Петрович: «…самой дорогой, самой святой для меня книгой стала книга о Великой Отечественной войне. Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами. Она всё не получалась, не получалась. Давила память о прошлом. Боль о погибших друзьях и товарищах. Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом. Каждый рассказ - ещё один штрих войны.
Ещё одна боль.
Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям».
Рассматривание выставки книг С.П.Алексеева.
IV. Работа над содержанием текста
1. Чтение рассказа учителем и учащимися
2. Беседа после чтения
- Почему фамилия оказалась злая?
- Почему горе было солдату с этой фамилией? (Время военное)
- Куда отправляли солдата с такой фамилией? (Бойца отправляли в обоз)
- А что такое обоз? (Воинское транспортное подразделение на конной тяге, идущее вслед за дивизией, полком). (Слайд)
- Где солдат служил? (В отдельной 147 стрелковой бригаде)
- Что значит стрелковая бригада? (Стрелки)
- Кем Трусов был по званию? (Рядовой)
- Куда солдаты прибыли? (Солдаты прибыл под Сталинград)
- Куда переправили бойцов? (Через Волгу на правый берег)
- Почему солдаты залегли? (Ведут перестрелку с фашистами)
- Сколько насчитали убитых врагов? (Двадцать человек оказалось)
- О чём это говорит? (Что солдат был храбрым)
- За что был награждён рядовой Трусов? (За смелость и решительность в бою.) (Слайд)
Медаль «За отвагу!» учреждена в октябре 1938 года. Медаль «За отвагу» вручалась за личное мужество и храбрость в боях. Солдат или сержант, удостоенный этой медали, обязательно совершил подвиг, связанный с опасностью для жизни. Часто подвиг требовал не только беззаветной смелости, но и отличной выучки, сноровки и смекалки.
- Почему теперь никто не переспрашивает теперь фамилию?
(Первый теперь к солдату вопрос: - За что награждён, герой?)
- Какова основная мысль рассказа.
- Найдите и прочитайте отрывок, который относится к этой иллюстрации. (Слайд)
3. Словарная работа
- В тесте встречаются названия воинских подразделений:
Отделение является основной структурной единицей мотострелковых взводов и состоит от 6 до 12 человек.
Рота - включает в себя от 3 до 6 взводов. Взвод – это 3 или 6 отделений, то есть может состоять от 45 до 360 человек.
Бригада - это несколько батальонов. Батальон - это или 3, или 4 роты. В бригаде, обычно, от 1000 до 4 000 человек.
4. Чтение текста по ролям
V. Итог
- Как вы думаете, соответствует ли фамилия Трусов характеру героя?
- Как вы думаете, случайно ли автор, поместил своего героя именно в Сталинград?
В первый день боёв фашистские бомбардировщики накрыли город «ковром» из бомб. За один день гитлеровцы сделали столько боевых вылетов, сколько до этого делали за целый год! В городе, где жили 450 тысяч человек, не уцелело почти ни одного здания! На железной дороге вспыхнули цистерны с нефтью, которая полилась по улицам, а потом попала в Волгу. Это было страшное зрелище — горела даже сама река и пароходы у пристани! Бои в городе растянулись почти на полгода. Наши солдаты дрались за каждый дом и даже за каждый этаж! На знаменитом Сталинградском тракторном заводе фашисты уже врывались в цеха, но рабочие даже под пулями не прекращали ремонтировать танки, а когда было надо — сами бросались в бой, помогая нашим бойцам, защищавшим их необходимый для армии труд.
Особенно страшные бои шли за Мамаев курган, это была господствующая высота, позволяющая держать под прицелом почти весь город и переправы через Волгу.. 140 дней фашисты пытались овладеть Мамаевым курганом. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла, после войны на каждом квадратном метре земли здесь находили от 500 до 1250 осколков от мин, снарядов, бомб. А, уж сколько наших солдат там полегло — и подумать страшно…
На Мамаевом кургане похоронено 35000 защитников Сталинграда. (Слайд)
В 1967 году на Мамаевом кургане открылся целый мемориальный комплекс «Родина – мать зовёт!» — в честь тех, кто отстоял здесь свободу не только нашей страны, но и всего мира. Там и стоит знаменитая статуя Родины-матери с мечом в руке. Как напоминание нам всем о тех великих днях, когда решалась судьба нашей страны. (Слайд.)
На вершине мемориального комплекса «Мамаев курган» в 2005 году, как памятник погибшим воинам в Сталинградской битве построен «Храм всех Святых».
В день 25-летия победы заложена капсула с обращением участников войны потомкам, которая будет вскрыта 9 мая 2045г., на 100-летие победы над фашисткой Германией.
- Как сейчас называется этот город?
- Найдите предложение, которое стало поговоркой.
VI. Дополнительный материал
- Как вы думаете, какая пословица подходит к рассказу «Страшная фамилия»?
- Жить – Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Русский солдат не знает преград.
- В бою за Отчизну и смерть красна.
- Если народ един, он непобедим!
VII. Домашнее задание
- В этом году вы продолжаете знакомство с творчеством С.П.Алексеева. С его рассказами о великом полководце Суворове.