В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому государством было принято решение уделять больше внимания данной проблеме.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т.к. в этот период психика наиболее пластична.
Работа воспитателя включает в себя:
- Создание обстановки эмоционального благополучия детей.
- Развитие у детей навыков самообслуживания.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
- Закрепление речевых навыков.
- Создание развивающей среды.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья.
- Осуществление целостного педагогического процесса.
- Развитие навыков социализации.
Так же воспитатель проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой.
Организует совместную и самостоятельную деятельность детей:
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.
Тесная взаимосвязь воспитателя со специалистами (педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, музыкальные работники) способствует лучшему развитию и социализации ребенка с ОВЗ.
В связи с этим можно выделить этапы работы воспитателя с детьми с ОВЗ:
- Диагностический этап.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
За время моей работы я использовал методы работы с детьми с ОВЗ, совместно с педагогической системой великого русского педагога А.С.Макаренко. Благодаря совмещению его системы и методов работы с детьми с ОВЗ я смог добиться больших результатов, а именно, под моим руководством несколько детей научились самостоятельно принимать пищу, держать ложку, кружку. Некоторым детям я привил навыки самостоятельно одеваться и раздеваться (до меня они этого не умели), так же мною было достигнуто то, что дети приучились к утренней гигиене, дети научились чистить зубы, умывать лицо и руки. Благодаря моей работе один из детей, который находился в коляске и самостоятельно не передвигался, смог начать ходить на короткие дистанции.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Воспитатель должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий, гигиенических процедур, прием пищи. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ должны определяться методы обучения.
При планировании работы использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально. В тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, предметной социально-бытовой ориентации. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.
Таким образом, в зависимости от имеющихся у воспитателя возможности и средств, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей общеразвивающего вида может быть весьма разной.