Формирование правильного речевого уклада у дошкольников с ОВЗ с использованием биоэнергопластики

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ, биоэнергопластика


Артикуляционная гимнастика является одним из наиболее важных этапов работы над формированием правильного звукопроизношения у детей с речевой патологией. И как показывает практика, ежедневные, систематические повторения одних и тех же упражнений, снижает интерес детей к выполнению заданий, тем самым страдает качество их выполнения, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности артикуляционной гимнастики. Для достижения лучших результатов в работе над правильным артикуляционным укладом, я обратилась к такому методу, как биоэнергопластика. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики, не только развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, но и поддерживает положительный эмоциональный настрой, повышает мотивацию и долго удерживает интерес ребенка с ОВЗ, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Работая по этому методу у ребенка здорово развиваются кинестетические ощущения, которые дают возможность почувствовать положение органов артикуляции, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что в свою очередь влияет на звукопроизношение.

Данные упражнения выполняются перед зеркалом, подключая сначала одну руку, затем другую, а потом одновременно две руки. Затем упражнения можно выполнять без зеркала, сидя – стоя, подбирать музыку, стихи.

Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики:

Названия упражнений

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

«Окошко»

Рот широко открыть  - жарко, закрыть – холодно.

Ладони сжимаем - разжимаем

«Заборчик» - «Дудочка»

Поставить зубки на зубки и широко улыбнуться.
С напряжением вытягиваем сомкнутые губы вперед

Ладони с сомкнутыми пальцами находится в вертикальном положении, затем образуют трубочку. Чередуем.

«Чистим зубки»

Губы в улыбке, открываем рот. Кончиком зыка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние резцы.

Ладони с сомкнутыми пальцами производят движения влево-вправо, дублируя движения языка.

«Маляр»

Губы в улыбке, приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить (покрасить) верхнее небо от зубов к горлышку.

Одна ладонь в положении перевернутой чашечки, другой ладонью с сомкнутыми пальцами производим поглаживающие движения от кончиков пальцев, дублируя движения языка.  

«Месим тесто»

Губы в улыбке. Просунуть широкий язычок между сомкнутыми губами. Пошлепать язычок: пя-пя-пя

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Блинчик»

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Ладонь с сомкнутыми пальцами поднята вверх.

«Чашечка»

Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки».

Ладони с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу

Ладони в форме чашечки. Сомкнутые пальцы производят зачерпывающие движения, дублируя движения языка.

«Парашют»

На кончик носа положить вату. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Лошадка»

Улыбнуться. Широко открыть рот. Щелкать языком громко и энергично.

Щелкаем пальцами.

«Грибочек»

Улыбнуться. Поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать язык к небу.

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»

Улыбнуться. Широко открыть рот. Присосать язык к твердому небу. Не меняя положения языка, опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.

Руки лежат на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускаются и поднимаются кисти рук с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Качели»

Улыбнуться. Рот широко открыт. Кончик языка поочередно ставим за верхние, затем за нижние резцы.

Ладони с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Часики»

Улыбнуться. Рот открыт. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Ладони сжаты в кулак. Указательными пальцами под счёт поворачиваем влево-вправо.

«Пароход гудит»

Губы в широкой улыбке. Прикусить кончик языка и с напряжением произнести долгое ы-ы-ы

Одна ладонь с сомкнутыми пальцами располагается вертикально, ребром к груди. Другая перпендикулярно упирается сомкнутыми пальцами в ладонь первой. Произносим Ы-Ы-Ы – надавливаем на ладонь, отдыхаем – убираем руку.

«Поймаем мышку»»

Губы в улыбке. При открыть рот. Произнести «аааа» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Ладонь смыкаем и размыкаем (ловим мышку)

«Парус»

Губы в улыбке. Рот широко открыт. Широкий кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами.

Ладонь с сомкнутыми пальцами повторяет движение языка.

«Барабанщик»

Губы в улыбке. Рот открыт. Кончиком языка с силой ударять по альвеолам и произносить д-д-д; дын-дын-дын.

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

«Загнать мяч в ворота»

Просунуть язык между губами. Дуем на кончик языка. Сдуваем ватку со стола, не надувая щек.

Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.