Артикуляционная гимнастика является одним из наиболее важных этапов работы над формированием правильного звукопроизношения у детей с речевой патологией. И как показывает практика, ежедневные, систематические повторения одних и тех же упражнений, снижает интерес детей к выполнению заданий, тем самым страдает качество их выполнения, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности артикуляционной гимнастики. Для достижения лучших результатов в работе над правильным артикуляционным укладом, я обратилась к такому методу, как биоэнергопластика. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики, не только развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, но и поддерживает положительный эмоциональный настрой, повышает мотивацию и долго удерживает интерес ребенка с ОВЗ, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
Работая по этому методу у ребенка здорово развиваются кинестетические ощущения, которые дают возможность почувствовать положение органов артикуляции, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что в свою очередь влияет на звукопроизношение.
Данные упражнения выполняются перед зеркалом, подключая сначала одну руку, затем другую, а потом одновременно две руки. Затем упражнения можно выполнять без зеркала, сидя – стоя, подбирать музыку, стихи.
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики:
Названия упражнений |
Движения артикуляционного аппарата |
Движения кистей и пальцев рук |
«Окошко» |
Рот широко открыть - жарко, закрыть – холодно. |
Ладони сжимаем - разжимаем |
«Заборчик» - «Дудочка» |
Поставить зубки на зубки и широко улыбнуться. |
Ладони с сомкнутыми пальцами находится в вертикальном положении, затем образуют трубочку. Чередуем. |
«Чистим зубки» |
Губы в улыбке, открываем рот. Кончиком зыка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние резцы. |
Ладони с сомкнутыми пальцами производят движения влево-вправо, дублируя движения языка. |
«Маляр» |
Губы в улыбке, приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить (покрасить) верхнее небо от зубов к горлышку. |
Одна ладонь в положении перевернутой чашечки, другой ладонью с сомкнутыми пальцами производим поглаживающие движения от кончиков пальцев, дублируя движения языка. |
«Месим тесто» |
Губы в улыбке. Просунуть широкий язычок между сомкнутыми губами. Пошлепать язычок: пя-пя-пя |
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему. |
«Блинчик» |
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. |
Ладонь с сомкнутыми пальцами поднята вверх. |
«Чашечка» |
Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки». |
Ладони с согнутыми пальцами, образует форму чашки. |
«Вкусное варенье» |
Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу |
Ладони в форме чашечки. Сомкнутые пальцы производят зачерпывающие движения, дублируя движения языка. |
«Парашют» |
На кончик носа положить вату. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. |
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены. |
«Лошадка» |
Улыбнуться. Широко открыть рот. Щелкать языком громко и энергично. |
Щелкаем пальцами. |
«Грибочек» |
Улыбнуться. Поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать язык к небу. |
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки. |
«Гармошка» |
Улыбнуться. Широко открыть рот. Присосать язык к твердому небу. Не меняя положения языка, опускаем и поднимаем нижнюю челюсть. |
Руки лежат на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускаются и поднимаются кисти рук с сомкнутыми прямыми пальцами. |
«Качели» |
Улыбнуться. Рот широко открыт. Кончик языка поочередно ставим за верхние, затем за нижние резцы. |
Ладони с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх. |
«Часики» |
Улыбнуться. Рот открыт. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. |
Ладони сжаты в кулак. Указательными пальцами под счёт поворачиваем влево-вправо. |
«Пароход гудит» |
Губы в широкой улыбке. Прикусить кончик языка и с напряжением произнести долгое ы-ы-ы |
Одна ладонь с сомкнутыми пальцами располагается вертикально, ребром к груди. Другая перпендикулярно упирается сомкнутыми пальцами в ладонь первой. Произносим Ы-Ы-Ы – надавливаем на ладонь, отдыхаем – убираем руку. |
«Поймаем мышку»» |
Губы в улыбке. При открыть рот. Произнести «аааа» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). |
Ладонь смыкаем и размыкаем (ловим мышку) |
«Парус» |
Губы в улыбке. Рот широко открыт. Широкий кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. |
Ладонь с сомкнутыми пальцами повторяет движение языка. |
«Барабанщик» |
Губы в улыбке. Рот открыт. Кончиком языка с силой ударять по альвеолам и произносить д-д-д; дын-дын-дын. |
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки. |
«Загнать мяч в ворота» |
Просунуть язык между губами. Дуем на кончик языка. Сдуваем ватку со стола, не надувая щек. |
Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд. |
Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.