История нашего города, Санкт-Петербурга, города-героя Ленинграда неразрывно связана с Великой Отечественной Войной. В нашем городе огромное количество памятных мест, посвященных различным событиям минувшей войны, ее героям и жертвам. Данный классный час направлен на знакомство учащихся с Московским парком Победы.
Классный час проходит в формате квеста по парку.
Цели:
- формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину;
- формирование активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- расширить представления учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
- привлечь внимание к истории нашей Родины;
- формировать патриотические качества человека и гражданина;
- привлечь учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны.
- воспитать уважительное отношение к памятникам истории и мировому культурному наследию своей страны;
- развить умения ориентироваться в условиях городских парков;
- научить ориентироваться по картам и схемам;
- развивать умения работать с ИКТ;
- научить работать в команде, выполнять общие задачи, перераспределять обязанности в группе для достижения общих целей.
Для игры класс делится на 3-4 команды по 6-7 учащихся. Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями (см. приложение).
Результаты выполнения заданий обучающиеся должны выложить в специально созданный блог или группу в социальной сети (скриншоты соцсети и блога представлены в приложении). Блоги создаются заранее, доступ к ним имеют капитаны каждой команды. Вариантов электронного сопровождения каждой игры может быть два. Первый, требующий больших временных затрат на подготовку заключается в следующем: создаётся блог игры, где выкладываются общая информация и правила. Такой основной блог связан с блогами для каждой команды. В блогах команд выложены задания и каждая команда должна туда выложить ответы. Второй вариант несколько проще. Создаётся один блог, куда выложены и правила и задания и команды выкладывают ответы.
Задания для команд по маршрутному листу
№ маршрута |
Задание |
Ответы |
Количество баллов |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
1 |
5 |
4 |
3 |
Найти, сфотографировать главный вход в парк. |
Фото |
1 балл |
В каком году заложен парк впервые? |
1930-е года |
1 балл |
||||
Почему так назван этот парк? |
В честь Победы в ВОВ |
1 балл |
||||
Что было на территории парка до ВОВ? |
Кирпичный завод №1 |
1 балл |
||||
Во время ВОВ? |
Крематорий |
1 балл |
||||
2 |
1 |
5 |
4 |
Найти, сфотографировать памятный знак «Ротонда». |
Фото |
2 балл |
В память каких событий он установлен и когда? |
В память жертв блокады, был открыт 27 января 1995 года |
1 балл |
||||
Какой еще объект установлен в память тех же событий и когда? |
Вагонетка, установлена на постамент 9 августа 2001 года |
1 балл |
||||
Объект сфотографировать. |
Фото |
1 балл |
||||
3 |
2 |
1 |
5 |
Сфотографировать Аллею Памяти от Московского проспекта. |
Фото
27 января 2004 года. |
1 балл
1 балл |
4 |
3 |
2 |
1 |
Сколько прудов в парке, назвать их. |
9 основных, Адмиралтейский, Капитанский, Корабельный , "Очки", Матросский, Пейзажный, Фонтанный |
9 баллов |
Сфотографировать 3 любых пруда. |
Фото |
3 балл |
||||
Каково происхождение прудов? |
Это бывшие карьеры, откуда добывалась глина для производства кирпичей |
1 балл |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
Найти, сфотографировать Памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской, |
5 фото |
5 баллов |
Итого максимум баллов: |
30 баллов |
Часть заданий команды выполняют на бумаге, например, заполнение карты.
Так же командам предлагаются общие задания, выполнение которых идет параллельно с работой по маршрутному листу.
Общие задания:
- С фотографировать наибольшее количество различных деревьев, в блог игры выложить фото дерева и название. За каждое дерево с правильно подписанным названием – балл.
- Дорисовать (используя готовую схему план-схему парка, на которой отметить все посещенные объекты, пруды, Кузнецовскую улицу, Московский проспект, проспект Юрия Гагарина, Бассейную улицу. За каждый правильно указанный объект – 1 балл, поощрительный балл – за аккуратность.
Схема парка для выполнения задания:
Примерный вариант готовой схемы:
1 – Памятник Победителям,
2 – Памятник Александру Матросову,
3 – Памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской,
4 – Памятник "Вагонетка",
5 - Памятник "Ротонда",
6 – Памятник Посвящение в Пионеры,
7 – Памятник Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову
8 – Аллея Памяти
Игра проводится по Московскому парку Победы. Московский парк Победы ограничен с севера Кузнецовской улицей, с запада — Московским проспектом, с востока — проспектом Юрия Гагарина, а с юга — Бассейной улицей. Площадь парка равна 68 га. Парк Победы – это не только место отдыха и прогулок для жителей и гостей нашего города, но и мемориал под открытым небом. Впервые парк заложен в 1939-1941 в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда, как Парк культуры и отдыха. Повторно заложен в 1945 в честь победы в Великой Отечественной Войне. До ВОВ на территории парка находился Кирпичный завод номер 1, пруды на территории парка – бывшие карьеры завода. Долгое время скрывалось, что во время войны на территории завода находился завод-крематорий (крупнейший за историю ВОВ). Он работал 1042 дня, из них примерно 760 дней блокады. За это время только по предварительным подсчетам в печах кремировано более 600 тысяч жителей и воинов осажденного города.
В парке находятся несколько памятников, например, памятник «Ротонда» установлен в память погибших, чему гласит памятная надпись на памятнике, открытом 27 января 1995 года: «В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжённых в печах стоявшего здесь кирпичного завода». Ещё установлен в память этого события Памятный крест 22 июня 1996 года по инициативе Петербургского общественного фонда защиты Московского Парка Победы «Здесь были печи Кирпичного завода крематория. Прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах, под Вашими ногами. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!» (надпись под крестом).
В парке открыта Аллея Героев. Здесь можно увидеть и Зою Космодемьянскую, и великого полководца Жукова, и Александра Матросова, который ценой жизни спас своих товарищей. Все эти люди внесли вклад в общее дело победы. Мемориальная часовня построена в 2010 году прямо на месте завода-крематория. На здании установлен христианский крест без косой перекладины, что означает отсутствие деления на конфессии.
Участникам игры необходимо было выполнить 5 заданий, исследуя территорию парка. Ребята должны были найти памятники и мемориальные объекты, сфотографировать их. Выполняя предложенные задания, ребята познакомились с историей и ландшафтом парка. Одним из заданий было поработать с картой парка, нанести на нее основные объекты. Для успешного выполнения заданий необходимо показать не только знание истории нашего города, но и умение пользоваться информацией из интернета, картами и другими источникам информации.
После проведения квеста подводятся итоги, по количеству баллов определяются команды победители. Но, конечно, основными результатами являются те знания, которые учащиеся приобретают о время игры и те эмоции, которые они испытывают.
Такая форма проведения классного часа позволяет не только познакомится с историей родного города, но и на месте исторических событий прочувствовать события прошлого.
Литература