Дети-сироты с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, семья, социализация дошкольников, дети-сироты


В последние годы, политика Российского правительства направлена на то, чтобы искоренить вообще само понятие сиротство. Категория детей-сирот - одна из самых незащищенных в плане подготовки к семейной жизни. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Всего этого лишены воспитанники детских домов и школ-интернатов. Зачастую, они никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Все это приводит к смещению их ценностных ориентаций в отношении обустройства семьи.

Мы как-то привыкли думать, что Россия — самая «духовная» в мире страна. Причем если верить телевидению, то с каждым годом мы становимся все «духовнее» и «духовнее». Но, как известно, одним из наиважнейших показателей морального здоровья общества является отношение к детям. Увы, тут упрямая статистика будет гораздо красноречивей любого сладкоголосого оратора, вещающего нам с телеэкранов о каких-то там «духовных скрепах». За пять лет, в период с 2012 по 2016 год количество детей, взятых нашими соотечественниками под опеку,  снизилось в 2 раза (со ста десяти до пятидесяти девяти тысяч), а число семей, усыновивших сирот снизилось на треть (с девяти до шести с половиной тысяч). Вот сухие цифры статистики, отображающие нашу «духовность» ...

Государство проводит определенную поддержку детей-сирот с ОВЗ: оказывает материальную помощь, создает приюты, направляет их в реабилитационные центры. Но никто не может подарить тепло и уют родного дома таким детям. Часто на телевидении и  на страницах газет и журналов публикуют фотографии детей, которых органы опеки предлагают усыновить гражданам детей-сирот. Все эти ребята ждут приемных мам и пап. Ждут долго и терпеливо. У них нет другого выхода – только надежда. Надежда, что когда-нибудь их заметят. И, может быть, выберут...

Как же обстоит дело с детьми – сиротами  в Чувашии. В Чувашской Республике ведется целенаправленная работа по реализации государственной политики в интересах детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), преодолению негативных явлений социального сиротства, созданию и нормативному закреплению целостной системы защиты прав и законных интересов детей-сирот.  В настоящее время на территории Чувашской Республики функционирует 7 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ханты-Мансийский автономный округ, Волгоградская область и Чувашия являются лидерами по сокращению численности сирот, находящихся в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2016 году чувашский банк данных сократился на 39%, в то время как по России число детей-сирот в государственном банке уменьшилось только на 20%. В настоящее время в банке данных Чувашии имеются сведения о 166 детях, оставшихся без попечения родителей. Среди них детей старше 7 лет — 89,2%, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов — 61,5%, имеющих братьев и сестер — 6,1%.

В Чувашии успешно реализуется информационное сопровождение подбора приемных семей для детей-сирот. Это телепроекты «Пора по домам», «Уроки для души», «Один день с профессионалом», «Большое сердце», социальные проекты в газетах «Мне нужна мама», «Мама и папа, я вас жду», «Ищу маму».

Часто от детей - инвалидов отказываются собственные родители, узнав об их заболевании… Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят жить и радоваться этой жизни, но отношение окружающих к ним  подавляют желание.

Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и проживающие в школе-интернате, вследствие как состояния здоровья, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудость представлений об окружающем мире, неразвитость адаптационных способностей.

Кроме того, как правило, это дети с ослабленным здоровьем, задержкой развития и целым комплексом проблем, ведущих к трудностям в общении со взрослыми и сверстниками. Но в окружении любящих, уверенных людей все проблемы разрешаются легче и быстрее, а жизнь наполняется новым смыслом.

Дети-сироты с ослабленным интеллектом, искаженно, ограниченно воспринимают окружающий мир. Анализируя существующее положение дел с позиции педагога, пришла к заключению, что отсутствие жизненного опыта проживания в семье, осложненное психофизическим недугом детей, приводит к скудости знаний об окружающем, в частности: о семейном укладе. Ограниченный творческий потенциал сужает диапазон приоритетов быта, внутрисемейных стилей, человеческих потребностей и интересов.

Существует много статей, касающихся проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, есть и методики работы с ними, но все-таки остается пробел и дефицит публикаций, касающихся детей-сирот, воспитывающихся в специальных учреждениях, школах-интернатах. Специалистам этих учреждений можно опираться на исследования А.М.Прихожан, Л.Я.Олиференко, Т.П.Цымбал, Т.Я.Сафроновой, Т.И.Шульга, и др., в которых описываются особенности работы с детьми группы риска. В этих работах говорится о том, что всем таким детям нужно создать условия для нормального психического развития, а этого можно добиться, если рядом с ними будет человек, который может их замечать, оценивать их успехи, предупреждать нарушения психического развития.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Детей-сирот с ОВЗ трудно устроить в семью. Но именно им особенно нужна родительская забота: в семье у всех детей улучшается здоровье и развиваются навыки самообслуживания. Дети начинают ходить, говорить, учатся читать, ходят в школу. Главное – у них появляется настоящее детство с братьями-сёстрами, друзьями, прогулками, семейными праздниками, бабушкиными пирожками.

Я работаю в  общеобразовательной  школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Здесь же есть дошкольное отделение, состоящее из трёх групп по 8-9 детей в каждой, где находятся дети с нарушениями интеллекта.  Так же в каждой группе есть дети-сироты  с ОВЗ. Их возраст разный: от 4  до 8 лет. Здесь надо отметить, что мы работаем по Рабочим программам, которые написаны для каждой возрастной группы отдельно. С каждой группой ежедневно занимаются учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. 

Дошкольное отделение открылось 2013 году. Этот год можно считать годом проверки наших знаний, сил и возможностей. Все педагоги пришли работать в школу-интернат с массовых детских садов. Ни у кого не было практики работы с данной категорией детей. Были и такие, которые не выдержали и ушли  обратно в массовые детские сады. Вместе с детьми адаптацию прошли и мы. Конечно, были и ошибки в нашей работе, но с нами рядом были специалисты высшего класса, которые нас обучали и  направляли.

В первый год нашей работы не было ни одного случая, чтобы приемные родители забрали наших воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в семьи. А ведь было их тогда 19 детей. Думаю, что мы просто не были готовы работать с данной категорией детей и приемными семьями. Первая осознанность пришла после того, как мы прошли  3-х недельные курсы повышения  квалификации в институте образования. Затем нас в летний период направили набрать опыта  педагогический университет им. И.Я.Яковлева. Именно там нас учили, как надо общаться с детьми ОВЗ, какие типы приемных родителей бывает и т.д.  Благодаря новым знаниям и  слаженной работе педагогов и  специалистов мы вошли в русло, стали понимать этих детей и принимать такими, какие они есть. Можно сказать, что большая махина сдвинулась с места. Когда 2014 году забрали первых двух детей сразу в одну семью , мы были несказанно рады. До сих пор мы поддерживаем связь с этой семьей. Это была наша первая победа.  Благодаря слаженной работе педагогов и специалистов 2017 году из 11 детей-сирот восемь детей с ОВЗ обрели новую семью. К сожалению, 3 детей отправились в детский дом с ограниченными возможностями здоровья. Мы так же в дальнейшем будем продолжать  работу по устройству детей в семью.

На нашем интернет-портале можно найти информацию о формах семейного устройства, рекомендации по оформлению документов, законодательные и нормативные акты, статьи по самым различным вопросам и проблемам семейного устройства, что оказывает неоценимую помощь тем, кто только задумался принять ребенка в семью.

Информация о детях распространяется на усыновительских конференциях РФ, в профильных журналах и на телевидении. Также, при содействии аппарата Уполномоченного по правам ребёнка  РФ проходят ежегодные городские фотовыставки, содержащие портреты детей, проживающих в социальных учреждениях. Задача таких мероприятий – найти потенциальных усыновителей и привлечь внимание общественности к вопросам семейного устройства.

В заключение хочется сказать, что существует целая система социальной помощи, и наша школа частичка этой системы. В школе ведется огромная, систематизированная работа. Большинство наших воспитанников имеют возможность получать дальнейшее образование в общеобразовательных классах.  Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – социализация детей.

Литература

  1. Батаршев А.В.  Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.
  3. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.
  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
  5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
  6. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и  воспитание. М., 2000.
  7. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – 2-е изд. / Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – (Справочник).
  8. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л.М.Шипицыной. СПб., 2004.
  9. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.