Я второй год работаю над этой темой. Нахожу интересные формы и методы работы, узнаю для себя, что - то новое.
Понятие - «компетентностный подход» получило распространение в связи с модернизацией Российского образования.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования в начальной школе.
Актуальность темы. Компетентностный подход - это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной начальной школы.
Компетентностный подход требует от учителя начальных классов четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику начальной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От меня, как учителя, требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Объектом исследования данной работы является реализация компетентностного подхода обучающихся на уроках в начальной школе в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования
Предмет исследования – развитие реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.
Цель работы: Создание условий для реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.
Для достижения поставленной цели определила задачи:
- Научить учающихся начальной школы компетентности в учебной деятельности на уроках.
- Совершенствовать приёмы в учебной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода, на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.
Ожидаемые результаты
Создание условий для формирования у учащихся умения учить самого себя и выявления интереса к самоизменению.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.
Речь идет о компетентности, как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.
Сегодня перед начальной школой поставлена новая цель: формирование компетентностного подхода.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучающихся начальной школы, соответствует объективным потребностям обучающихся и позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежные при обучении с принуждением. Если раньше цель школьного образования можно было описать, ответив на вопрос: что нового узнает обучающийся в начальной школе? То теперь требуется ответ на вопрос: чему научится ученик за годы обучения в начальной школе.
Компетентностный подход предполагает и новую позицию ученика – он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
1. Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами.
2. Организация сотрудничества учителя и учеников.
3. Доброжелательность в общении.
4. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения.
5. Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности.
6. Взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий.
Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.
В своей работе использую задания компетентностного характера:
1. Задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности.
2. Задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации.
3. Задания с элементом поисковой и исследовательской деятельности.
4. Многооперационные задания.
Уже с первого класса я развиваю умения и навыки проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности обучающихся, расширению детского кругозора. После изучения всех букв, мои ученики получили задание выполнить мини-проект «Весёлая азбука». Вместе с родителями и учениками подобрали стихи к буквам, рисунки к ним, отобрали нужное и оформили книжки, оживляли буквы. Маленькие дети любят придумывать, фантазировать. Ученики растут и проекты становятся более серьёзными: «Животные и растения нашей области занесённые в Красную книгу», «Памятники природы Оренбургской области».
Мои ученики во втором классе и в третьем работали над проектом «Моя малая Родина». Лучшие проекты отбираем для выступления на школьной конференции «Баба Яга- ведьма или богиня», «Русский язык в названиях магазинов города Оренбурга», «Экология Оренбурга», «Лента времени моей семьи», «Детские игрушки Великой Отечественной войны», «Галалит – молочный камень».
На уроках я часто задаю вопросы: «Что вас удивило? Что заинтересовало? Какое мнение у вас по этому вопросу? Как вы думаете? В чём возникло затруднение?» и другие.
Выслушиваю мнения всех учеников, не прерывая их. Учу диалогической речи по принципу: я словечко, ты словечко, увеличиваю долю монологической речи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Всегда человеку нужно уметь выразить свои мысли, своё мнение. Развитая речь позволяет это сделать. Поэтому часто даю задания творческого характера: сочинить загадку, продолжить сказку, сказки «наизнанку» и другие. Выразить своё отношение к содержанию стихотворения детям трудно, бывает, что лучше это сделать в рисунке. Мои дети много рисуют.
На занятиях по математике я использую такой вид работы, как сочинение. Сочинения – сказки наиболее интересный вид на моих уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). А с числами могут производится какие-то сказочные арифметические действия, изменение «внешнего вида» (цифрового обозначения). К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений. Сочинения-загадки - это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок.
Ценностно - смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, не теряться в нём, стремиться преобразовать его). Например: на занятиях «Мир вокруг нас» работаю над расширением кругозора и углублением знаний обучающихся по предмету; развиваю исследовательские умения и навыки, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т.п.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат. С первого класса включаю в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Многие обучающиеся, имеющие хорошие книги природоведческой тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить реферат или литературный обзор к конкретному уроку. Книги развивают познавательный интерес младших школьников, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать книги о природе И.Акимушкина, В.Бианки, В.Герасимова, Ю.Дмитриева, И.Зверева, Н.Плавильщикова, Н.Сладкова, М.Пришвина и др.
Следует научить учеников при подготовке сообщения выбирать из книги только важную, существенную информацию, побуждать их анализировать текст, выражать собственное мнение. Удачными приемами, побуждающими учеников знакомиться с дополнительной литературой, является показ мной иллюстраций и чтение выдержек из книги на уроке.
Учу, что каждый ученик мог пользоваться справочниками и определителями для более подробного ознакомления с растениями и животными, за которыми он ухаживает. Занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества.
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
Развитие речи ученика как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить учеников построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе:
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся часто не понимают самых простых слов.
Поэтому передо мной стоят задачи:
1. Расширить детский словарь.
2. Пассивный словарь сделать активным.
3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом -пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Обучающиеся самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.
Коммуникативные компетенции: навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Для обогащения словарного запаса ученика, я использую в работе пословицы и поговорки.
Задания могут быть такими:
1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 10 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.
Например, игра «Переведи на русский язык». Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Обучающиеся любят «переводить» такие пословицы. Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.
- Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам).
- Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).
- Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).
- Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
- Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет).
- После обеда приходится платить (Англия).
- Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция).
Примерные варианты ответов:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Шило в мешке не утаишь.
- Мал золотник, да дорог.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Пуганая птица всего боится.
Эти и другие задания позволяют ученикам хорошо ориентироваться в олимпиадных заданиях по русскому языку и литературному чтению.
На занятии «За страницами учебника математики» использую ключевые компетентности:
- Интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения).
- Коммуникативная (анализ условий задач в устной форме. обоснование своего мнения).
- Оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).
Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:
- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т.д.
Начиная с первого класса у обучающихся начальной школы формирую задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:
- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других учеников.
Следующее занятие, которое я провожу с обучающимися во второй половине дня «Час здоровья».
В своей работе я использую игровой метод. Предлагаю побыть детям в роли корреспондентов по разным изучаемым темам, им это очень нравиться. Каждый хочет попробовать себя в этой роли. Например, подготовить сообщение о значении профилактических прививок и убедить одноклассников их делать, так как это проблема нашего класса. Еще одна из тем: «Подвижные игры». Ученики находят материал о данной темы, рассказывают о пользе подвижных игры и сами обучают правилам игры и т.д.
На занятиях реализию здоровьесберегающие технологии: провожу подвижные физминутки, упражнения, направленные на снятие психологического и физического напряжения.
В своей деятельности по организации учебно-воспитательного процесса я использую:
1.Положительный эмоциональный настрой на работу всех обучающихся в ходе урока.
2.Проблемное введение в тему урока.
3.Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
4.Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
5.Выдвижение идеи (мозговой штурм).
6.Постановку вопроса (поиск гипотезы).
7.Формулировку предположения (гипотезы).
8.Обоснованный выбор способа выполнения задания.
9.Составление аннотации к прочитанной книге.
10.Поиск дополнительной литературы.
11.Подготовку сообщения.
12.Работу с компьютером по подготовке презентаций на заданную тему.
13.Самоанализ и самооценку, рефлексию.
14. Поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
На многих уроках работаю с высказываниями, эпиграфами. Именно эта работа учит моих учеников выдвигать идеи и проблемы, выдвигать гипотезы. Так родился проект «», «Мусор и его вторая жизнь». Какой бы проект не выполнялся, это всегда интересно и не скучно для детей и учителя. Обучающиеся получают знания и умения, которые пригодятся им в среднем звене обучения. Это очень важно – подготовить переход в пятый класс. На проекте материал более углублен и расширен.
Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не только за правильный ответ, но и анализируется умение работать с информацией, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:
1. На что направлена организованная мною деятельность ученика?
2. Значимо ли для обучающегося то, что он делает?
Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников в начальной школе.