Воспитание культуры памяти – одна из важнейших задач современной школы.
Наши дети должны проникнуться трагедией того времени, сопереживать людям, прошедшие страшные дни войны, осознать себя частицей своего народа, приобщиться к истории своей страны.
Мы щели вырыли… и тут:
Совсем казалось близко,
Прерывистый, знакомый «гуд»
Раздался в небе низком.
Сегодня, точно как вчера:
Обычная работа:
Пикировали «Мессера»,
Строча из пулемёта.
Был гул мотора их суров
И зло сирены выли,
И пули шлёпали в песок,
Взметая струйки пыли.
М.А.Рыбаков 15.11.1942 г. [8, с. 29]
В данной методической разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы для обучающихся 5-7 классов. На начальном этапе, совместно с учащимися кружка мы проводили сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Использовали материалы газетных публикаций, интернет-ресурсы. Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы.
С первых минут создан определённый эмоциональный настрой через документальные видеозаписи «Артиллерийские удары» [1], документальные аудиозаписи: Молотов – речь 22.06.1941г. [1] и информационно-коммуникативные технологии. Учащиеся заранее подбирали материал о героях-сибиряках из различных источников информации, на основе которого сделали сценарий мероприятия, презентацию.
Ожидаемый результат внеклассного мероприятия:
- повышение осведомлённости подростков в области истории своей Родины, истории Великой Отечественной войны;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
- способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию
- выработка активной жизненной позиции.
Предмет |
Внеклассное мероприятие по краеведению |
Класс |
5 класс |
Тип занятия |
Изучение нового материала |
Технология построения занятия |
Проблемно-диалогическая |
Цель |
Воспитание патриотизма школьников на примере боевых подвигов иркутян в годы Великой Отечественной войны. |
Задачи |
3. Воспитание бережного и уважительного отношения к ветеранам войны, к истории своей Родины, её традициям |
Основные термины и понятия |
Война, Сапун-Гора, переправа, мемориальная доска. |
Планируемый результат |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД:
Уметь:
|
Форма работы |
Устный журнал |
Оборудование |
|
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация |
Ушла война, ушла за поворот. Документальные видеозаписи Документальные аудиозаписи: Молотов – речь 22.06.1941г. [1] Сибиряки, на фронте это слово Сегодня внеклассное мероприятие посвящено... Цели занятия... |
Высказывают мнения и под руководством учителя формулируют общие цели занятия, озвучивают тему занятия |
Актуализация знаний |
Для чего это нужно знать? |
Высказывают свою точку зрения. |
Устный журнал Уметь: |
Задание по ходу выступлений заполнить кроссворд. |
I ученик. 22 июня 1941 года трудящиеся Иркутска собрались на площади С.М.Кирова на митинг, вызванный сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. За время войны иркутяне проявляли беспримерную трудовую доблесть, во много раз перекрывая нормы выработки. Промышленные предприятия города перешли на военную продукцию и давали фронту свыше 50 ее наименований. II ученик. III ученик IV ученик V ученик VI ученик VII ученик VIII ученик Иван Николаевич Антипин родился в 1914 году в деревне Кукуй Усть-Кутского района, в семье крестьянина. Русский. После окончания Киренской семилетней школы и ФЗО в Иркутске работал инструктором областного стрелкового клуба, а с 1940 года — заведующим отделом Усть-Кутского райисполкома. В феврале 1942 года был призван в ряды Советской Армии. Участник битвы под Орлом и форсирования Днепра. Командир саперного отделения 483-го отдельного саперного батальона младший сержант Антипин в июле 1943 г. со своими бойцами снял и обезвредил 400 мин. С выходом к Днепру в Брагинском районе Гомельской области в ночь на 27 сентября 1943 г. разведал место переправы, подготовил лодки и плотики и под сильным пулемётным и миномётным огнём противника обеспечивал форсирование реки подразделениями В ожесточенных боях с фашистскими захватчиками погиб 6 октября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года И.Н.Антипину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в деревне Людвиново Брагинского района Гомельской области [5, с. 43]. IX ученик X ученик Абрамов Константин Кирикович родился в 1906 году на станции Иркутск-II в семье рабочего. Член КПСС с 1928 года, русский. Окончил девять классов. Был на комсомольской работе секретарем Назаровского РК ВЛКСМ Красноярского края. В Советской Армии с 1928 года, был красноармейцем 36-й стрелковой дивизии, командиром взвода и секретарем комсомольского бюро полка, комиссаром батальона связи. По окончании в 1938 году Военно-политической академии имени Ленина был военкомом мехбригады и танкового корпуса, начальником политуправления Сибирского военного округа. В годы Великой Отечественной войны член Военного совета 24, 64, 63 и 6-й гвардейской армий, генерал-майор. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года за прорыв армией вражеской обороны в районе Полоцка и форсирование Западной Двины. После войны учился в Академии Генерального штаба, занимал ряд командных должностей. Умер 10 апреля 1952 года [5, с. 22-23]. XI ученик XII ученик XIII ученик |
Подведение итогов |
Более 79 тысяч иркутян не вернулось с полей сражений, но память о них навсегда сохранится в памяти народа. |
Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда. Ответы на кроссворд:
|
Заключение |
Документальные аудиозаписи «Сталин о победе» [1]. |
Учащиеся встают. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Диск «Чем дальше мы уходим от войны…». – М.: «Русское слово», 2010
- Иркутск: Историко-краеведческий словарь. Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А. К.), 2011. – 596с.
- Козлов И.И. Путеводитель по Иркутску.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. - 192 с.
- Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области: учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. – 174 с.
- Кузнецов И.И. Золотые Звёзды иркутян. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. – 352 с.
- Памятники Иркутска рассказывают о Великой Отечественной /Составитель О.Л.Воронин. – Иркутск: редакционно-издательский отдел упрполигафиздат, 1985. - 34 с.
- Сапун-Гора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сапун-гора - Фронтовое письмо: Письма жителей Иркутской области времён Великой Отечественной войны / Редактор-составитель: И.И.Терновая. - Иркутск: «Оттиск», 2010. – 174 с.