Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Тема: "Самоцветы для Гонзика"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экономика, Дополнительное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: познавательное развитие, финансовая грамотность, дошкольное образование


Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Тема: Самоцветы для Гонзика.

Формы образовательной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

  • Способствовать расширению знаний детей о деньгах, их предназначении;
  • Способствовать активизации речевой деятельности детей, совершенствованию диалоговой речи;
  • Стимулирование активности детей. Формирование интереса к самостоятельности, инициативе в решении познавательных задач;
  • Упражнять в приемах изготовления монет из различных материалов, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Способствовать вступлению в конструктивный диалог, сопереживанию герою, готовности помочь в беде.

Планируемый результат:

  • Знают, что такое деньги, понимают некоторые принципы финансового планирования;
  • Умеют отвечать на вопросы, вступают в диалоговую речь;
  • Умеют выбирать материал для работы, самостоятельно выполнять работу;
  • Умеют сопереживать, проявлять готовность помочь в беде.

Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, рабочая таблица, карта космических планет, шапочки гномов, игровое пособие «Волшебные Гонзики» <Рисунок1>, мяч, картон, пластилин, ножницы, кошелек, копилка, банк, волшебный мешочек, камешки декоративные.

Возрастная группа: старшая группа.

Технологическая карта НОД по освоению образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»: <Приложение 1>

Ход занятия

Звучит «Музыка космоса». Дети входят в группу.

Появляется Гонзик (игровое пособие «Волшебные Гонзики») и просит помочь ему. Рассказывает, для чего он прилетел на планету Земля.

Гонзик: Я – Гонзик. У меня была разноцветная планета, украшенная красными, синими, зелеными и желтыми самоцветами. Я жил вместе с Гномами. Но Гномы улетели на свои планеты и увезли все самоцветы. И теперь моя планета стала серая и тусклая.

Помогите мне, ребята, вернуть моей планете цвет!

Воспитатель: Ребята, поможем Гонзику?

Дети: Да

Гонзик: Ребята, возьмите список самоцветов, которые были у меня на планете.

Гонзик отдает детям список самоцветов, которые были у него на планете <Приложение2>

Воспитатель обсуждает с ребятами список - сколько красных, синих, зеленых, желтых самоцветов было на планете у Гонзика.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие и сколько самоцветов было у Гонзика на планете.

Проводится игровое упражнение «Список самоцветов».

Детирассматривают список. Дети понимают, сколько самоцветов нужно Гонзику, чтобы планета стала разноцветной.

Воспитатель: Ребята, вы мечтаете о путешествии на другую планету?

Ответы детей.

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте, рассмотрим космическую карту <Приложение3>.

Гонзик рассказывает, как найти планеты Гномов.

Гонзик: Вот - моя планета. А это планеты Гномов - Золотая и Пластилиновая. Там Гномы прячут мои самоцветы. Но я не знаю, как взять их у Гномов. Думаю, вы мне поможете.

Дети рассматривают космическую карту и соглашаются помочь Гонзику.

Ответы детей.

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Теперь, когда мы знаем куда лететь, отправляемся в необычное путешествие! Летим на ракете. А Гонзик будет нас ждать.

Дети изображают ракету и проговаривают слова.

Дети: 5,4,3,2,1. Пуск. Летим!

Дети прилетают на «Золотую планету» Гнома.

Воспитатель: Почему же эта планета называется Золотая? Наверное, мы скоро это узнаем.

На планете дети встречают Гнома (воспитатель надевает колпак гнома)

Гном: Зачем ко мне пожаловали?

Ответы детей.

Дети: Мы хотим помочь Гонзику, чтобы его планета стала разноцветной. Поэтому нам нужны разные самоцветы. Помоги нам, пожалуйста, Гном.

Гном: Хорошо, я вам помогу, но сначала отгадайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные.

Что это?

Ответы детей.

Дети: Деньги.

Гном: Правильно. А что такое деньги?

Дети: Деньги – это предмет, за который можно все купить.

Гном проводит игровое упражнение «Откуда берутся деньги» (с мячом).

Дети передают друг другу мяч и отвечают на вопросы Гнома.

Гном: А в вашей семье у кого есть деньги?

Дети: У мамы, папы, бабушки…

Гном: А где берут деньги ваши родители?

Дети: Зарабатывают.

Гном: Как еще можно получить деньги?

Дети: Выплачивают пенсии, можно выиграть, найти клад.

Гном: На моей планете есть много самоцветов, но я их меняю.

Гном: Вы правильно сказали - ДЕНЬГИ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ САМИ СОБОЙ, А ЗАРАБАТЫВАЮТСЯ – принцип финансового планирования.

Гном: Так как вы еще маленькие, заработать у вас не получится! Но я вам помогу! Я научу вас делать золотые монеты, а потом поменяю самоцветы на золотые монеты. 1 самоцвет на 2 золотые монеты.

Проводится игровое упражнение «Необычные деньги».

Гном учит делать детей золотые монеты, напоминает детям правила работы с ножницами.

Гном обращает внимание детей на образец золотой монеты, уточняет с детьми форму, цвет, величину монеты. Уточняет приемы вырезывания. Предлагает детям назвать порядок выполнения монеты и приступить к работе.

Дети берут квадраты из золотого картона, ножницами вырезают круг, плавно закругляя углы.

Дети меняют золотые монеты на самоцветы.

Если дети хотят купить самоцветы другого цвета, то Гном обращает внимание на список самоцветов.

Гном: Молодцы, ребята. Тратите деньги разумно, экономно, на нужные вещи.

ПОКУПАЕМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАДО. НЕ БЕРЕМ ЛИШНЕЕ – принцип финансового планирования.

Гном: Ребята, кладите самоцветы в мешочек и вам пора лететь к моему брату  на «Пластилиновую планету», чтобы найти другие самоцветы, которые вам нужны.

Дети прощаются с Гномом.

Детиизображают ракету и проговаривают слова.

Дети: 5,4,3,2,1. Пуск. Летим!

Воспитатель (пока летят на ракете): Ребята, а вы поняли, почему планета Золотая? (отсроченная отгадка ТРИЗ)

Ответы детей.

Дети: Да. Потому что Гномы делают золотые монеты.

Дети прилетают на «Пластилиновую планету» Гнома.

Гном встречает детей (воспитатель надевает колпачок Гнома).

Гном: Зачем ко мне пожаловали?

Ответы детей.

Дети: Мы хотим помочь Гонзику, чтобы его планета стала разноцветной. Поэтому нам нужны разные самоцветы. Помоги нам, пожалуйста, Гном.

Гном: На моей планете есть много самоцветов, но я их меняю. На пластилиновые деньги. Но сначала поиграйте со мной.

Гном проводит физкульминутку.

Дети ставят руки на пояс и выполняют наклоны вправо-влево:

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так!
Налево – раз! Направо – два!
Мы тоже можем так!

Гном: Да, часики тикают. Вам нужно поскорее возвращаться на свою родную планету Земля. Давайте я вас научу делать пластилиновые монеты.

Гном учит делать детей пластилиновые монеты, напоминает детям правила работы с пластилином.

Гном показывает детям вариант пластилиновой монеты, предлагает рассмотреть ее со всех сторон. Спрашивает, как слепить такую монету. Предлагает детям назвать порядок выполнения монеты и приступить к работе.

Дети берут кусочек пластилина, скатывают из него шарик, сплющивают указательным и большим пальцами.

Дети обменивают пластилиновые деньги на самоцветы. Тратят деньги разумно, экономно, на нужные вещи.

Гном (если у детей остались деньги): Ребята, а что же вы сделаете с теми деньгами, которые у вас остались?

Ответы детей.

Дети: ОСТАТКИ ДЕНЕГ МОЖНО ПОЛОЖИТЬ В КОПИЛКУ, БАНК, КОШЕЛЕК - принцип финансового планирования.

Гном: Молодцы ребята, когда прилетите на свою планету обязательно положите остатки денег… (куда скажут дети).

Гном: Я вижу, вам пора возвращаться, до свидания ребята.

Дети кладут самоцветы в мешочек.

Детиизображают ракету и проговаривают слова.

Дети: 5,4,3,2,1. Пуск. Летим!

Дети прилетают на Землю, с радостью отдают мешочек с самоцветами Гонзику.

Дети: Вот, Гонзик, твои самоцветы, теперь твоя планета снова будет разноцветной.

Гонзик: Спасибо, ребята, посмотрите, на моей планете появляются яркие пятна (пока летели на ракете воспитатель прикрепил самоцветы на магнитах или клейкой ленте). Моя планета стала разноцветной.

Гонзик улетает на Разноцветную планету.

Воспитатель: Вот мы попрощались с нашим другом Гонзиком. Жаль, конечно, мы будем скучать по Гонзику. Но зато мы многое сегодня узнали. Что мы узнали, ребята?

Ответы детей.

Дети:

  • Что каждая вещь стоит денег.
  • Что деньги нужно заработать.
  • Покупать нужно только то, что необходимо.
Что не все можно купить в магазине.

Приложение 4

Приложение 5