Учебные дисциплины история и обществознание сами по себе предполагают тесную связь с курсом филологических и естествоведческих наук. На мой взгляд, основная метапредметная цель уроков истории и обществознания – показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса обучения.
Действовать следует поэтапно. На первом этапе следует постановка проблемы. Приведем примеры таких проблем. «Наука, техника и культура в 20е-30е гг. XX века» Представленная тема урока истории требует освещения таких научных открытий как радиовещание или кинематограф, застрагивать философию экзистенциализма, а так же, осветить проблему «потерянного поколения» в зарубежной литературе XX века в творчестве Э. Хемингуэя и Э. М. Ремарка. Связи с другими дисциплинами очевидны.
«Благородные и подлые: социальная структура российского общества второй половины XVIII века». В данной теме урока истории, огромное внимание приходится уделять этимологии и значению слов «благородный» и «подлый». что, как правило, происходит на уроках русского языка.
Специфика истории и обществознания требует выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным.
Следующим этапом идет подготовка материала, то есть текстов, на основании которых будет выстраиваться урок. Главная задача здесь представить различные точки зрения, которые дадут возможность увидеть различное восприятие современниками нашей проблемы. Например, урок «Значение петровских преобразований в истории страны» выстраивается на основе анализа отрывков из произведений «Медный Всадник» Пушкина и «Петру» Аксакова.
Сравнение различных мнений позволяет сформировать обучающимся объективный взгляд на историческую личность, эпоху и т.д. Здесь, в стихотворной форме, учащимся представлены две разные точки зрения на деятельность Петра.
Следующим наступает этап групповой работы, где учащиеся, придерживаясь различных точек зрения, формируют свою или же, они стараются осветить друг другу важность различных научных и культурных достижений рассматриваемой эпохи.
Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии.