Воспитательная работа с классным коллективом выступает одним из основных механизмов, позволяющих создать условия для личностного становления и осознанного профессионального выбора.
Важно привести данный механизм в действие, точнее системное действие, которое и послужит ориентиром в выборе обучающихся, раскроет потенциал их возможностей, увлечет гранями окружающего мира.
Единое профориентационное пространство, в рамках данного направления, предусматривает разработку командных игр, позволяющих приобрести навыки работы в команде; умения активного делового взаимодействия с другими людьми и способности защиты своей точки зрения. Перечисленные качества являются важными составляющими успешной социализации личности. Игры представлены в разнообразии современных форм работы с детьми, объединены целью профориентационной поддержки обучающимся.
В настоящее время классный руководитель имеет широкий выбор решений: проектная деятельность, исследование, квест.
Примером профриентационной игры выступает игра «Профнавигатор», разработанная совместной работой классных руководителей девятого и десятого классов с целью помочь девятиклассникам определиться с будущим профилем. Игра была проведена на базе гимназии среди старшеклассников.
Задачи игры: применение полученных знаний в нестандартных ситуациях (предметные и метапредметные компетенции); развитие логического и критического мышления; повышение уровня коммуникативной компетенции (работа в разновозрастной группе, в парах, формирование монологической и диалогической речи).
В качестве игротехников выступали ученики десятого классов разных профилей: социально-гуманитарного, физико-математического, химико-биологического и социально-экономического. Ребята творчески представили свои профили, затем предложили девятиклассникам разделиться на команды и пройти профпробы. Каждая станция предлагала интересные профильные задания. Это были проведение опытов с названиями компонентов и описанием принципа действия на основе радиоприбора; соотнесение продуктов с их химическими формулами; черный ящик с предложением угадать по описанию ценный финансовый документ; перевод и значение названий профессий, имеющих в составе английские слова.
В маршрутных листах отмечались результаты работы, в качестве оценивания участники получали разноцветные жетоны. Красный цвет означал, что ребята отлично справились с заданием.
Далее игротехники интервьюировали игроков предлагая «Профориентационную батарею вопросов». Вопросы были следующие: «Может ли что-то изменить твой выбор?», «Что наиболее эффективно в вашем возрасте для правильного самоопределения?», « Какое место работа будет занимать в вашей жизни?» и другие(1). Девятиклассники откровенно отвечали, размышляя о своих планах и действиях.
Последним заданием игры было создание образа желаемого будущего, т.е. визуализация профессионального будущего в форме коллажа с описанием своей будущей индивидуальности и деятельности.
Рефлексия была представлена созданием чек-листов «Радуга», оценивающих работу. Ребята поделились своими впечатлениями, закончив фразу на разноцветных полосках по цветам радуги. Слова, представленные для чек-листов были следующими: игра, новая, профориентационная, интересная, метапредметная, увлекательная, необычная.
Старшеклассники получили удовольствие от общения в данной игре, приобрели практический опыт, пробуя свои силы в разнообразных формах деятельности.
В данных практико-ориентированных условиях работы значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий, проявляется групповая сплоченность, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь и, конечно, открывается возможности каждого из ребят, которые и будут содействовать выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс,2014. - 336 c.
- Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема. Образование и наука. 2018;20(7):168-187.