Современный урок с позиции стандартов нового поколения

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: ФГОС


Новые составляющие современного востребованного обществом качества образования:

  • Владение информационными технологиями;
  • Умение заботиться о своём здоровье;
  • Вступать в коммуникацию;
  • Решать проблемы.
Принципиальным отличием образовательной политики является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.

Критерии результативности урока:

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы;
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение обучает корректным формам их выражения;
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта;
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Основные типы уроков

1. Урок введения нового знания.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура урока введения нового знания

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Современный урок – это:

  • Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
  • Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • Урок, содержащий разные виды деятельности;
  • Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • Современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Приложение