Новые составляющие современного востребованного обществом качества образования:
- Владение информационными технологиями;
- Умение заботиться о своём здоровье;
- Вступать в коммуникацию;
- Решать проблемы.
Критерии результативности урока:
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы;
- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение обучает корректным формам их выражения;
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта;
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Основные типы уроков
1. Урок введения нового знания.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структура урока введения нового знания
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Современный урок – это:
- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- Урок, содержащий разные виды деятельности;
- Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- Современный урок развивает у детей креативное мышление;
- Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.