Нищета народа в творчестве поэта и художника К.Л.Хетагурова

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: поэзия, К.Л.Хетагуров


Весь мир –мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество моё…

Великие слова… Как много смысла в них! Их могли бы сказать и Шекспир, и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Репин, и Менделеев, и многие другие, чьи имена перешагнули границы государств, а они сами стали достоянием всего человечества. А сказал эти слова Коста Леванович Хетагуров, славный сын осетинского народа.

Моё знакомство с жизнью и творчеством великого Коста началось недавно, но я всем сердцем полюбила его как поэта, так и художника. Коста Хетагуров волею судьбы в жизни полной мерой хлебнул голода, прошёл школу нищеты и получил такую жизненную закалку, которая помогла ему стать основоположникам национальной литературы, великолепным мастером кисти. Он обладал прекрасными человеческими качествами, был  интернационалистам, оставил яркий след в мировой культуре.

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода… Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я ещё раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты, и всю свою жизнь: это служение народу. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

Недавно побывав в Наре, я убедилась:

В горах расти и жить – быть мужественным надо:
То щедро льют дожди, то ливни камнепада,
То всё снегами щедро занесёт дорожки и тропинки. И народ
Отрезан будет от большого мира,
Но здесь, в тиши, ещё слышнее лира,
В которой отразились мысль твоя и боль…

Коста обладал талантом поэта и прозаика, художника и драматурга, страстного оратора и публициста, переводчика и революционера-демократа. Он откликался буквально на все проблемы жизни Кавказа с позиции патриота, выступающего за сохранение населения и природных богатств родного края:

Как не рыдать, мои горы, над вами! Лучше б золою я вас увидал!
О, почему не засыплет камнями судей неправедных грозный обвал?..
Крепко мы скованы вражьей рукою, всё, что мы чтили, поругано тут,
Отняты горы… нет мертвым покоя, старых и малых тиранят, секут…
Как от свирепого хищника стадо, мы разбежались, покинув свой край.
Что же ты, пастырь наш? Где твои чада?
Пламенным словом нас вновь собирай!
Горе! Мы к смерти бежим от позора, к пропасти злобно нас гонят враги.
Мощью народа взгреметь бы вам, горы, - кто-нибудь смелый, скорей! Помоги!

Коста Хетагуров первым в осетинской литературе создал произведения, исполненные острого звучания социальных проблем. Так в стихотворении «Взгляни»»Ракас» он пишет:

Но более бедным, чем я, вернувшись, нашел я тебя, народ,
Изнуренный заботой.
Нет места тебе ни в горах, ни в наших привольных полях:
Не стой, не ходи, не работай!

Многие покидали родные края в поисках лучшей доли, но нигде ее не было для бедных скитальцев – везде бесправие, голод, нищета. И Коста открыто призывал бедняков к борьбе за свои жизненные права, к переустройству жизни.

Многие литературоведы и исследователи творчества Коста отмечали, что его общественные и эстетические взгляды формировались под влиянием революционно-демократических идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. А мне видится, что уже само пребывание Коста в Санкт-Петербурге, его учеба в Академии художеств у таких замечательных мастеров, как Репин, Маковский, Суриков и др. способствовали формированию его взглядов и убеждений.

Не мудрено, что эстетические принципы передовой русской культуры были близки и дороги Коста-поэту и Коста-художнику. Это позволило создать бессмертные литературные произведения и произведения живописи.

Разве назовешь случайностью тот факт, что такие полотна, как «Аул Нар», «На школьной скамье жизни», «Перевал Зикара», «За водой» и другие выполнены в духе реализма, полны любви к родному Кавказу, а в поэтических произведениях звучат темы жизненных проблем, такие, как детство в условиях капиталистического общества, как судьба женщины, проблема народного счастья, проблема труда и другие.

О каком счастливом детстве могла идти речь, если ребенок в любую погоду «ходит серый» в шубенке рваной, босой, голодный, если приходится плясать голодному за корку хлеба? Не лучше ли ждать голодной смерти в холодной сакле?

В стихотворении «Мать сирот» из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё — пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

Описывая ужасающие условия жизни горцев, Коста указывал на необходимость просвещения народа, отмечал положительную роль образования и говорил, обращаясь к детям:

Скорей беги учиться, да сумку не забудь!
Не будешь ты лениться – найдешь свой верный путь!
Учись, дружок, с охотой, чтоб мудрость всю познать,
И с радостью работай, чтоб человеком стать!

Быть человеком на Земле, считал Коста, - это высшее призвание. Именно человек совершает великие деяния, именно человек украшает Землю трудом, именно человеку дано видеть, ощущать и понимать прекрасное и умножать его.

Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры,
И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Природа в творчестве Коста Хетагурова одухотворена, она величественна и неприступна, но она – живой собеседник, она- опора и источник вдохновения:

С звездою каждою, с былинкой каждой в поле,
С дыханьем ветерка, с прозрачным ручейком
Я мог беседовать о счастии, о воле,
О тайнах бытия, движение мировом.

Мир у Коста – это Вселенная, отраженная в человеке, а каждый человек – это частица Вселенной. Они должны жить в гармонии, а все, что мешает этой гармонии, должно исчезнуть с лица земли. Прекрасен и подснежник, и утес, и ласточка, и синица, и осень, и зима… В глазах поэта все видится светлым и радостным, особенно, когда

Садами, стадами и хлебом полна,
О, как ты богата, Родная страна.

Ради родной страны звучал голос поэта, ей посвящены его живописные полотна. Поэт, обращаясь к Родине, признавался:

Все помыслы мои и все мои желанья
Одну имели цель – снискать любовь твою.

Ему мало односторонней любви, он мечтает о взаимности, но, к сожалению, только мечтает… А мечта далека от действительности. Не сложилось личное счастье – поэт получил вежливый отказ от горячо любимой Анны Цаликовой. Единственной отрадой остается работа и работа.

Коста, подобно Пушкину и Лермонтову, поднимает в своих стихах проблему назначения поэта и поэзии и сходно с Некрасовым говорит о том, что поэт не может быть счастливым, если несчастен его народ.

Прости, если отзвук рыданья услышишь ты в песне моей:
Чьё сердце не знает страданья, тот пусть и поёт веселей.
Но если б народу родному мне долг оплатить удалось,
Тогда ь я запел по-другому, запел бы без боли, без слёз.

Эти слова словно поэтическая перекличка с Пушкинским  «Памятником», Лермонтовским «Журналистом, писателем и читателем», Шевченковским «Завещанием», Некрасовским «Пророком». Ради высокого долга поэты готовы «на бой, на труд».

Не менее ёмкое и колоритны и прозаическое произведение «Охота за турами». Так в рассказе «Охота за турами» предстаёт жизнь горного аула Зебат, где нет «ни кусточка, ни деревца кругом! Везде скалы, одни скалы, поросшие мхом, и голый безжизненный камень». Очень бедно живут осетины, «у них нет ни лугов, ни пахотной земли».

Единственный источник жизни – охота на туров, сопряжённая с огромным риском: на каждом шагу тебя может расплюснуть сорвавшаяся глыба, каждую секунду рискуешь рухнуть в бездну, где даже «ворон костей твоих не сыщет», а жить надо, надо преодолевать трудности. И герои Коста живут и побеждают.

Коста жил не столько настоящим, сколько будущим, потому что верил, что будующее должно быть прекрасным, светлым.

Во многих своих произведениях поэт открыто призывал народ бороться за свободу и независимость, за освобождение от алдаров-землевладельцев:

Дети Осетии, братьями станем
В нашем едином и дружеском стане.
С нами высокое знамя народа.
К свету, с победною песней похода!
К правде сверкающей смело шагайте!
Трусы, бездельники, прочь! Не мешайте!

Он верил, что социальные перемены позволят людям жить в мире, пользоваться всеми земными благами, любоваться природой, делать жизнь прекрасней и богаче.

Подводя итог своему жизненному пути, поэт писал:

Я смерти не боюсь – холодный мрак могилы
Давно меня манит безвестностью своей,
Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы
Отыщется во мне для Родины моей…
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастье, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

И сегодня Коста учит быть выдержанными, стойкими и смелыми, мужественными и отзывчивыми, знающими и умелыми, готовыми помочь тем, кто слабее, кто нуждается в помощи, учит уметь справляться с трудностями.

Обращаясь к Коста, хочется сказать:

Твой труд упорный, кропотливый всегда давал свои плоды.
В душе грядущих поколений оставил добрые следы.
Я детям говорила о тебе, о горестях твоих, твоей судьбе,
О том, о чем твоя вещала лира – им не забыть страдания фандыра.
И пусть промчатся, пролетят года – Коста бессмертен! Будет так всегда!