Пояснительная записка
Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей.
Развитие музыкальных способностей зависит в свою очередь от психолого-педагогических условий и грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды. Музыкальная среда в ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал ОД и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на вербальном уровне, вне развивающей предметно-пространственной среды.
Современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Поэтому, стремясь идти в ногу со временем, мы сочли необходимым изучить возможности использования и внедрения ИКТ в развитии музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста при организации развивающей предметно-пространственной среды в ходе реализации ФГОС ДО и с учётом ЭРС. Так как, я считаю, что информационно-коммуникативные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а так же способствуют всестороннему развитию дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Актуальность темы. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств, сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение ИКТ сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования ИКТ в развитии музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста при организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках ФГОС ДО.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи музыкального развития дошкольников:
- развитие музыкальных способностей дошкольников;
- обогащение слуховых впечатлений и представлений детей;
- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности;
- развитие детского музыкального творчества.
Информационно коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера. Известно, что средства мультимедиа подразумевают под собой звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды.
ИКТ в музыкальном образовании можно применить как:
- источник обучающей информации;
- развивающий дидактический материал;
- наглядное пособие (решается дефицит пособий);
- средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
- средство подготовки выступлений.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных ОД дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
В соответствии ФГОС ДО, выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности;
– принцип систематичности и последовательности; –принцип поэтапного преодоления трудностей;
– принцип качества усвоения знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности).
С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях:
– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивной коммуникации;
– принцип активизации познавательной деятельности детей;
– принцип меж предметных связей.
Объем образовательного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
В условиях ДОУ возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Этапы внедрения ИКТ в педагогический процесс
1 этап подготовительный.
Задачи: анализ содержания разделов образовательной программы, отбор мультимедийного обеспечения; создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий.
На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования ИКТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия санитарно-гигиеническим условиям и требованиям.
Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно-образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
Кроме того, необходимо подключить родителей, оказать им педагогическую помощь для освоения их детьми ИКТ в домашних условиях.
2 этап практический
Задачи: опробовать механизмы использования ИКТ на ОД с дошкольниками; продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с привлечением к нему детей и родителей.
Данный этап предполагает непосредственное проведение ОД с использованием мультимедиа согласно календарно-тематическим планам ДОУ.
На этом же этапе необходимо подключить воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИКТ.
3 этап контрольно-диагностический
Задачи: анализ эффективности использования ИКТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка; разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов по применению ИКТ в воспитательно-образовательной работе.
Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения и обмену опытом с другими ДОУ.
В настоящее время есть образовательные информационные технологии как для групповой работы педагога с детьми, так и индивидуальной работы детей под руководством взрослого.
Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. Информационные технологии способны существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.
Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на ОД все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную, способствует развитию музыкального творчества.
Этапы развития детского музыкального творчества по Н.А.Ветлугиной это:
- установка на новую деятельность, накопление впечатлений;
- освоение способов творческих действий (спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорных, речевых проявлениях);
- импровизации, использование музыкального багажа в повседневной жизни, создание собственных простейших музыкальных произведений (песен, танцев, ритмов на ДМИ).
ФГОС ДО ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни.
Сейчас многие ДОУ Татарстана оснащены мультимедиа, ноутбуками, беспроводными графическими планшетами mimioPad, интерактивными комплектами. Поэтомудошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.
Интерактивная методика обучения – это новшество, которое мы широко используем в своей практике.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Пройдя обучение, участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по-новому оценила свои возможности, способности строить ОД с использованием интерактивных методов.
Такое обучение дает неожиданные положительные результаты: умение высказать свое мнение и отстоять его; активность и желание участвовать в работе; раскованность во время ответа, уверенность в себе.
Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.
Преобладающей формой мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе с детьми мы часто используем показ презентаций.
Подготовка презентаций — серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. (Презентация «До свидания, детский сад»). Вместе с детьми создавались коллажи на слайде, фотоматериал подбирался соответственно характеру и содержанию песни. Дети придумывали движения к танцевальной композиции «Большой хоровод», опираясь на видеоролик, как источник новых впечатлений.
Актуальная на сегодняшний день тема знакомства детей с правилами безопасности привела меня к мысли о создании проекта «Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста», который успешно защитила на курсах повышения квалификации (Презентация «Железная дорога рядом»). В ходе реализации проекта дети придумывают интерактивные музыкально-дидактические игры, музыку к детским стихам и попевки на тему безопасности.
Использование презентаций и видеороликов на ОД: на одной ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) к детям пришли гости из хореографического ансамбля. На следующей ОД используется презентация или видеоролик.
Для развития чувства ритма и творческих способностей дошкольников эффективно использовать ритмические карточки.
В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных жанрах мы используем игру-презентацию «Музыкальные загадки». В рамках «Слушания музыки» презентацию предлагаем использовать на заключительных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятиях с детьми. В заключении игры предлагаем: «А теперь, дети, вы, придумайте и задайте нам свою музыкальную загадку».
Это позволяет музыкальному руководителю более эффективно взаимодействовать с детьми, заинтересовывать их, удерживать внимание. Кроме того, в нашем ДОУ педагоги активно используют различные интерактивные физкультминутки. Детям предлагается выполнять движения, так как подсказывает музыка.
На родительских собраниях, праздниках и развлечениях мы знакомим пап и мам с инновациями в музыкальном воспитании дошкольников. Это позволяет проводить подобные мероприятия в неформальной обстановке, объединяет детско-взрослое сообщество.
Итак, использование ИКТ даёт следующие преимущества в развитии музыкальных способностей детей: улучшается запоминание пройденного материала; усиливается познавательный интерес воспитанников; развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий; импровизации; развивает творческие предпосылки у дошкольников.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, педагоги, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
Наряду с интерактивными музыкально-дидактическими играми используем синквейн при сопоставлении текста и музыки к песне.
ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников следует применять в сочетании с традиционными педагогическими технологиями и методиками. Ничто не заменит влияние «живой музыки», на восприятие ребёнка, следует помнить о соблюдении режима двигательной активности детей.
Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях, воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, ОД становится более насыщенным и интересным.
Литература
1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. «Музыкальный мир», программа, методические рекомендации, содержание занятий с детьми 5-7 лет (Тропинки), издательство «Вентана – Граф», Москва 2008.
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2013.
3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 2014.
4. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Вып.6: Мир игры: Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск, 2010.
5. Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога. – Барнаул, 2012. – 204с. БГПУ.
Интернет-ресурсы
1. http://wiki.kamipkpk.ru/index.php; - III Всероссийский дистанционный конкурс "Мастер мультимедийных технологий";
2. http://www.o-detstve.ru - Портал «О детстве».