Буквы О и А на конце наречий. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: наречие, русский язык, уквы О и А на конце наречий


7 класс. Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Цель:

  • обучающая – научить применять правило на практике, отработать навык правописания букв О и А на конце наречий, закрепление знаний;
  • развивающая – развитие речи, логического и абстрактного мышления, воображения, памяти, формирование УУД;
  • воспитывающая – воспитание трудолюбия, самостоятельности, интереса к русскому языку, толерантности и уважения к русскому народу.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний

Загадка:

Я никогда не изменяюсь
И ничуть в этом не каюсь.
Шел он как? Пешком
Крал он как? Тайком.
Писал он как? Красиво.
А жил он как? Игриво.
А делал он назло,
Ему всегда везло.
Какая же часть речи я?
Упрямое ...

Ответ: Наречие

Блиц-опрос:

  1. На какие ещё вопросы отвечает наречие?
  2. Что обозначает наречие?
  3. Морфологические признаки наречия? (неизменяемость)
  4. Каким членом предложения бывает наречие?
  5. Наречие имеет степени сравнения?
  6. Какая буква пишется на конце наречия горячо?
  7. Как пишется наречие небрежно?
  8. Наречия склоняются?

III. Формулировка темы урока

На доске: СЛЕВА, НАПРАВО

- Какая часть речи записана? Как определили?

- Выполнить морфемный разбор.

- Почему на конце одного наречия написан суффикс А, а на конце другого – О?

Над этим мы и будем сегодня работать. Тема урока: «Буквы О и А на конце наречий».

Исходя из темы, обозначьте цель урока (изучить правило правописания О и А на конце наречий, чтобы грамотно писать)

IV. Объяснение нового материала

а

о

изредка ← редкий
досуха ← сухой
справа ← правый

исправно ← исправный
доверчиво ← доверчивый
связно ← связный

налево
вправо

Диалог:

- От каких прилагательных образованы наречия в первой колонке?  (от бесприставочных). Какая буква пишется на конце таких наречий?

- А во второй колонке? Сделайте вывод.

- Какие приставки используются при образовании наречий? (из, до, с)

- А если наречие образуется с помощью других приставок, например НА, В? (на конце пишем О).

- Сформулируйте правило и сверьтесь с учебником (уч. Баранова, Ладыженской)

V. Присвоение нового знания

1. Лексический диктант (записать в тетрадь слово и выделить орфограмму):

1) Вычистить очень чисто (дочиста)
2) Выехать, пока светло, не стемнело (засветло)
3) Сеять с давних пор (издавна)
4) Поесть плотно, вдоволь (досыта)
5) Повернуть в левую сторону (влево)
6) Уехать на долгое время (надолго)

Подсказка: Наречия с в-, на-, за-, с-, из-, до-  по своему происхождению – это застывшие формы кратких прилагательных в винительном и родительном падежах, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО. Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным  способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же  предлогом, как и приставка (например, на окно – налево, с окна – слева)

2. Образуйте  наречия с суффиксами -О- и –А-.

Сравните с «окном»

в, -на, -за  (вечный, светлый, левый)

из(ис), -до, -с (косой, правый, белый)

  • Навечно – на окно
  • Засветло – за окно
  • Влево – в окно
  • Искоса – из окна
  • Добела – до окна
  • Справа – с окна

3. Лингвистическая задача

Почему в наречии извилисто пишется на конце О, а не А? Дорога шла извилисто. (извилисто образовано от прилагательного извилистый с приставкой)

4. Выборочное письмо (1 вариант - с "а", 2 вариант – с "о")

Дотемн.., издалек.., достойн.., снов.., намертв.., дословн.., досыт.., занов.., сначал.., исправн.., накрепк.., дочерн.., достаточн..

Физминутка

 Руку влево. Руку вправо.
 Руки вверх. Руки вниз.
 На носочки поднимись,
 И на пятки опустись.

Вправо, влево повернись,
Вниз присядь,
вверх потянись.
А теперь за стол садись.

5. Творческая работа в группах

1 группа «Строители». Части слова написаны на отдельных листочках. Приклеить на А4, чтобы получились наречия: из, до, с, давн, чист, лев, о, а; в, на, за, прав, глух, темн, о, а.

2 группа «Эксперты». На А4 написаны наречия: запросто, сначало, наглухо, наскоро, дословна, доверчиво, надолга, досрочно. Исправить ошибки. По окончании работы листочки прикрепить на доску.

3 группа «Языковеды». Познакомить класс с происхождением наречия исподтишка. За помощью обратиться к этимологическому словарю.

4 группа «Художники». Проиллюстрируйте смысл наречия в словосочетании сказал сгоряча.

После выступления учащихся наречия исподтишка и сгоряча записать в словарик.

6. Найди «четвёртое лишнее»

1. Изредк.., дотемн.., нагол.., справ..

2. Насух.., влев.., досух.., замертв..

3. Дочерн.., искос.., снов.., занов..    

7. Синтаксический разбор предложения

Русский народ издавна славится своим  гостеприимством.

8. Домашнее задание

  • П.43, Упр.269.
  • Упр.270 – самостоятельно

VI. Рефлексия

Закончите предложение, употребив наречия:

Я сегодня на уроке работал…

  • старательно,
  • плохо,
  • хорошо,
  • усердно,
  • отлично,
  • добросовестно,
  • неохотно,
  • активно,
  • успешно.

Я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! Молодцы!