Актуальность проблемы смыслового чтения очень высока. Чтение – это базовый компонент образования. Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается в школе.
Внимание к смысловому чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.
Важно научить ребёнка не просто читать, сформировать у него навыки техники чтения.
Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, умел работать с информацией. Ни для кого не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- работа с текстом: оценка информации.
На уроках математике это работа с текстом задачи, поставь вопрос к задачи или изменить вопрос задачи, составь задачу по аналогии, обратная задача, составь задачу по данному выражению.
Говоря о приёмах работы с информацией на уроках математики, представленной в разных форматах, нельзя не сказать о работе с информацией, представленной в виде рисунков, таблиц и диаграмм. При работе с информацией, учащихся формируются следующие умения:
- умение читать и извлекать информацию, представленную в виде рисунка и использовать её для решения поставленной задачи;
- умение читать несложные таблицы;
- умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;
- умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу в таблице, для построения столбчатой диаграммы.
Таким образом, при обучении решению задач существенным является не просто отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в математическом анализе разнообразных текстовых конструкций.
По окружающему миру переносим информацию темы в таблицу (н-р. Тема: "Природные зоны - расположение зоны, растения, животные, занятие населения")
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Смысловое чтение – это не просто ресурс повышения качества знаний, это ресурс повышения качества жизни.