Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Внедрение ФГОС НОО второго поколения поставило перед учителями новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС НОО помогает развивать способности детей к самообразованию.
В условиях действия ФГОС НОО основное внимание обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в свою очередь зависит от способов организации учебной деятельности. Традиционные способы преподавания постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, а также групповой форме организации их работы. Интерактивный метод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности, учащихся в процессе обучения.
История применения интерактивных методов не нова. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. 20 века. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая их разработка получила развитие в трудах Сухомлинского (60-егг.), Шаталова, Амонашвили, Лысенковой (70-80 гг.) и многих других талантливых современных педагогов.
Интерактивное обучение является одним из современных направлений активного социально-психологического обучения. Понятие «интеракция» (от англ. «Interaction» – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером, книгой) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – взаимный, «act» – действовать). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие ученикам взаимодействовать между собой».
Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т.Ю.Аветова, Б.Ц.Бадмаев, Е.В.Каратаева, М.В.Кларин, Е.Л.Руднева).
В требованиях ФГОС НОО к результатам освоенияосновной образовательной программы начального общего образования устанавливаются требования к личностным, предметным и метапредметным УУД , что в свою очередь включают коммуникативные УУД.
Рассмотрим коммуникативное действие, коммуникацию. Слово «коммуникативный» – прилагательное, относящийся к коммуникации. Коммуникация (лат. communication): 1) спец. Путь сообщения, связь одного места с другим. Водные коммуникации; 2) Лингв. Общение, сообщение / Речь как средство коммуникации.
И так, коммуникативные универсальные учебные действия – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми.
Выделяют высокий, средний и низкий уровни форсированности коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) младших школьников. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий и критерии их оценивания.
Коммуникация как взаимодействие – это коммуникативные универсальные действия, которые направлены на учет позиции собеседника (собеседников) либо партнера (партнеров) по совместной деятельности.
Коммуникация как кооперация – это действия, которые направлены на кооперацию, сотрудничество. Ядром данной группы коммуникативных универсальных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по совместной деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации – это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Для формирования коммуникативных УУД очень благоприятным является младший школьный возраст. Однако от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают определенные трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. В начальной школе успехи ребёнка впервые приобретают социальное значение и смысл, поэтому одной из основных задач начального образования выступает создание благоприятных, комфортных условий для формирования коммуникативных УУД.
Уже в шести - семилетнем возрасте дети перестают считать собственную точку зрения единственно правильной и возможной. В общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности происходит процесс децентрации. Таким образом, от учащегося начальной школы требуется хотя бы простейшее понимание и осознание возможности разных точек зрения на какой-либо вопрос или предмет, различных позиций.
На пороге школы и в первый год обучения в их сознании происходит лишь прорыв эгоцентризма, преодоление которого в дальнейшем происходит практически за весь период нахождения в начальной школе. В дальнейшем, когда опыт общения детей становится богаче, они начинают лучше учитывать позиции разных людей, а также заранее предвидеть различные возможные мнения других людей. В плане развития сравнения они также учатся доказывать собственное мнение, обосновывать и доказывать свою позицию.
На завершающем этапе обучения в начальной школе, к концу обучения в 4-ом классе, коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), приобретают достаточную и необходимую глубину: младшие школьники становятся способными понимать (и принимать) возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, события, предмета.
Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.
Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Данный вид обучения обладает следующими чертами:
- это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
- это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Таким образом, это такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
Формами интерактивного обучения являются:
- Работа в статичных парах или парах сменного состава;
- Работа в малых группах;
- Игровое сотрудничество.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Интерактивные методы обучения можно применять на любом этапе урока,приведём примеры в таблице.
Таблица 1 – Применение интерактивных методов.
Этап урока |
% врем. |
Методическая цель |
Примерные методики |
I. Мотивация |
5% |
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. |
«Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» |
II. Целеполагание |
5% |
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. |
Через эпиграф Через слово Через название |
III.Получение необходимой информации |
5% |
Инструктаж учащихся для выполнения задания. |
Мини-лекция Ознакомление с раздаточным материалом Презентация домашнего задания |
IV.Интерактивное задание |
60% |
Практическое усвоение материала. |
«ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон»,«Защита проекта», «Аквариум» |
V.Подведение итогов |
25% |
Обсуждение с целью закрепления материала. |
«Большой круг», «ПРЕСС», «Незаконченное предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» |
Разработанные уроки, с применением интерактивных методов позволяют развивать у учащихся интерес к парной, групповой работе. Наблюдается повышение активности учащихся при устных ответах.
Для эффективного использования интерактивных методов, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу:
- Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
- подбирать для учащихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы учащимся «ключ» к усвоению темы;
- учитывать темп работы каждого учащихся и его способности;
- на одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных методов;
- сначала стоит использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Микрофон», «Ассоциативный куст», «Выбор», «Заверши фразу» и др.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств, учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучения.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Таким образом интерактивные методы обучения выполняют большую роль при формировании коммуникативных УУД у младших школьников.
Литература
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 672 с.
- Зарукина, Е.В, Логинова Н.А, Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению/Е.В.Зарукина.-Учеб.-метод. пособие. — СПб. СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
- Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей / К.П.Зайцева // Начальная школа. -2011.- №4. – С. 78-83.
- Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения/С.С.Кашлев. – Минск, 2011. – 218с.
- Колмогорова, С.Е. Интерактивные формы и методы работы / С.Е. Колмогорова // Педагогическая техника. – 2007.– № 2. – С. 18–25.
- Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: мифы и реалии/ Е.В.Коротаева // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 41-48.
- Никишина, И.В. Интерактивные формы методического обучения/ И.В.Никишина. -Учитель,2007. -92 с.
- Шишкина, Е.А. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников /Е.А.Шишкина//Вестник социально гуманитарного образования и науки. -2014. -С 45-51.