«Своей судьбой гордимся мы…» (к 195-летию со дня выступления декабристов)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: конституция


Бурно развивающиеся информационные технологии в условиях цифровой революции сделали возможным применение в образовательном пространстве современной школы новой образовательной технологии – смешанное обучение (Blended Learning). Эта современная образовательная технология построена на синергетическом эффекте, возникающем в процессе взаимодействия очного (классического) и электронного обучения.

Одним из преимуществ использования этой педагогической технологии является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса и перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности, которые повышают самостоятельность и мотивацию школьников. Технология смешанного обучения (Blended Learning) позволяет использовать богатый арсенал современных средств и методов обучения: деловые игры, мастер-классы, групповые проекты, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода, дебаты, веб-квесты и др. А они, как известно, способствуют вовлеченности школьников в процесс обучения, развитию системного, критического и творческого мышления, формированию навыков командной работы и самообразования.

Рассмотрим конкретный пример организации учебного процесса на основе использования современной образовательной технологии смешанное обучение (Blended Learning) с применением цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов.

«Нет, веруйте в земное воскресение:
В потомках ваше племя оживёт,
И чад моих святое поколение
Покроет Русь и процветёт».
А.И. Одоевский

Класс: 9 класс.

Название раздела: «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» изучается в курсе «История России» 9 класс – учебник «История России. 9 класс» [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова.

Цели и задачи урока:

  1. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей Родины.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся об общественном движении при Александре I и выступлении декабристов.
  3. Подтвердить мнение Л.Н. Толстого: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».
  4. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
  5. Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Научатся: организовывать свою трудовую деятельность в цифровой среде; определять свои отношения с одноклассниками.
  • Получат возможность научиться:обобщать и систематизировать материал по вопросу «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов»; приобретут опыт анализа исторических документов, фактов и событий; выска­зывать собственное мнение, сужде­ния и делать выводы.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД:

  • Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их.
  • Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Своей судьбой гордимся мы…»;
  • выставка книг о декабристах «Истинные и верные сыны Отечества»;
  • портреты декабристов и их жен;
  • репродукция картины «Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади». Художник В.Ф.Тимм. 1853. Эрмитаж (С-Петербург);
  • схема «Восстание декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 г.»;
  • интерактивная карта-схема «Декабристы в Сибири»;
  • фрагмент художественного фильма «Союз спасения» реж. А.Кравчук;
  • фрагмент художественного фильма «Звезда пленительного счастья» реж. В.Мотыль;
  • видеоролик «Песня декабристов» муз. и сл. А.М.Городницкого (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eCdxXp2Rt7Y (дата обращения 08.01.2020));
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Длительность изучения темы: 2 урока

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю. К. Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самоконтроль.

Основные понятия и термины: самодержавие, тайные общества, конституция, республика, декабристы, манифест.

Форма проведения урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления изученного).

Подготовка к уроку:

Опережающее домашнее задание:

  1. §8-9 «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» – учебник «История России. 9 класс» [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др.]; под ред. А.В. Торкунова.
  2. Видеоурок ««Общественное движение при Александре I» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_FKUrJ2Vzqk (дата обращения 08.01.2020));
  3. §8-9 «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» – аудио учебник «История России. 9 класс» [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др.]; под ред. А.В. Торкунова. (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kjBz1O1BZIM (дата обращения 08.01.2020));
  4. Составьте интеллект-карту на тему: «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов», используя онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» (Режим доступа: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 08.01.2020)). При составлении интеллект-карты используйте цифровые образовательные ресурсы:
    А). Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
    Б). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
    В). Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
    Г). Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).

План урока:

  1. Причины возникновения в России декабристского движения.
  2. Цели и средства участников тайных обществ.
  3. Выступление декабристов.
  4. Причины поражения и последствия выступления декабристов.
  5. Декабристы в Сибири.
  6. Декабристы в памяти потомков.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Есть вехи в истории нашей страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от события. Выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года – одна из таких незабываемых страниц.

В 2020 году исполнится 195-лет со дня выступления декабристов на Сенатской площади. Многое удивительно и своеобразно в движении декабристов. Молодые дворяне, принадлежащие к привилегированному сословию, поднялись на борьбу с крепостничеством; занимающие все руководящие места в царской администрации и в армии, желали уничтожить самодержавие и привилегии; имевшие все и потерявшие все ради демократических перемен в Отечестве своем, «...видели необходимость действовать, чувствовали необходимость пробудить Россию».

В ходе подготовки к уроку вы познакомились с §8-9 «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» и составили интеллект-карту. На уроке с помощью ваших интеллект-карт вы будете выполнять различные задания на своих планшетах и многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Вам предстоит отвечать на вопросы и высказывать свое мнение, анализировать исторические документы и делать выводы, работать с понятиями, используя цифровые образовательные ресурсы и онлайн-сервисы. Мы будем знакомиться с материалами с сайтов музеев декабристов в Сибири.

II. Применение и совершенствование знаний

Причины возникновения в России декабристского движения

Поработайте с документами и выделите основные причины возникновения движения декабристов. Свой ответ обоснуйте.

Учащиеся изучают документы, представленные на многофункциональной интерактивной панели, и фиксируют на своих планшетах причины возникновения движения декабристов в России. Идет обсуждение. (При выполнении этого задания используется инструмент «Блокнот» LearningApps.org).

Документ 1

«Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в дома, первые разнесли ропот в классе народа» (А. А. Бесту­жев-Марлинский).

Документ 2

«Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов сблизили нас с Ев­ропою, по крайней мере, многие из нас увидели цель жиз­ни народов» (Н.И. Тургенев).

Документ 3

«Я охотно верю, что ужаснейшие злодейства, безрассуд­ные замыслы должны рождаться в головах людей, насиль­ственно и мучительно задержанных, тогда как правитель­ство, опереженное временем, заснуло на старом календа­ре» (П. А. Вяземский).

Документ 4

«Предлог составления тайных обществ есть любовь к Отечеству» (С.П. Трубецкой).

Документ 5

«Я стал убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество… наряду с просвещеннейшими народами!» (А.В. Поджио).

Цели и средства участников тайных обществ

Вставьте вместо пропусков.

Учащиеся по вариантам выполняют задание на планшетах. Один школьник от каждого варианта заполняет пропуски на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. (Для оформления задания используется модуль «Заполнить пропуски» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.).

Задание для I варианта:

Вставьте вместо пропусков:

Суд; рекрутские; Н.М.Муравьев; конституционная монархия; ликвидация; отменялось; воинская повинность; личности, свобода; собраний; аренды у своих помещиков; сохранялась.

По конституции, автором которой был декабрист ___________, в России устанавливалась ___________. Крепостное право ___________. Отменялись ___________ наборы, и вводилась ___________. Провозглашались ___________ сословий, неприкосновенность ___________, ___________ слова, печати, _________, равный и гласный __________. Земля __________ у помещиков. Бывшие крестьяне наделялись землей на условиях __________.

Ответ: По конституции, автором которой был декабрист Н.М.Муравьев, в России устанавливалась конституционная монархия. Крепостное право отменялось. Отменялись рекрутские наборы, и вводилась воинская повинность. Провозглашались ликвидация сословий, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, равный и гласный суд. Земля сохранялась у помещиков. Бывшие крестьяне наделялись землей на условиях аренды у своих помещиков.

Задание для II варианта:

Вставьте вместо пропусков:

Республиканская; воинская повинность; Русской; П.И.Пестель; отменялось; отвергалось; ликвидация; свобода; печати, собраний; суд; рекрутских; общественной; неприкосновенность; частной.
По «________ Правде», автором которой был ________, крепостное право ________, в России устанавливалась ________ форма правления. Федеративное устройство страны ________. Провозглашались ________ сословий, ________ слова, ________, ________, _______ личности, равный и гласный _______. Вводилась ________ вместо ________ наборов. Земельный фонд страны состоял из земли ________ – тем, кто ее обрабатывает безвозмездно, без права продажи, и земли ________, которая была товаром.   

Ответ: По «Русской Правде», автором которой был П.И.Пестель, крепостное право отменялось, в России устанавливалась республиканская форма правления. Федеративное устройство страны отвергалось. Провозглашались ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, равный и гласный суд. Вводилась воинская повинность вместо рекрутских наборов. Земельный фонд страны состоял из земли общественной – тем, кто ее обрабатывает безвозмездно, без права продажи, и земли частной, которая была товаром.

Выступление декабристов

А. Просмотрите фрагмент из художественного фильма «Союз спасения» (реж. А.Кравчук) о выступлении декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. и ответьте на вопросы.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. (При подготовке этого задания используется модуль «Аудио/видео контент» LearningApps.org).

1). Год создания организации декабристов «Союз спасения»?

Ответ: 1816 г.

2). Декабрист, стрелявший в петербургского военного губернатора во время выступления 14 декабря 1825 г.?

Ответ: П.Г.Каховский

3). Считаете ли вы выступление декабристов актом гражданского неповиновения?

Б. С помощью схемы «Восстание декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 г.» расставьте события в последовательности.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. (При подготовке этого задания используется модуль «Простой порядок» LearningApps.org).

  1. Присоединение к восставшим Гвардейского флотского экипажа и части лейб-гвардии Гренадерского полка.
  2. Бегство восставших, разгром восстания.
  3. Попытка генерал-губернатора Санкт-Петербурга Милорадовича уговорить восставших разойтись. Гибель Милорадовича от пули декабриста Каховского.
  4. Попытка митрополита Серафима уговорить восставших разойтись.
  5. Неудачная атака на восставших Конной гвардии.
  6. Приход на площадь лейб-гвардии Московского полка.
  7. Расстановка восставшими охранной стрелковой цепи.
  8. Огонь по восставшим правительственной артиллерии.
  9. Окружение площади правительственными войсками.

Ответ: 6 – 7 – 9 – 3 – 4 – 5 – 1 – 8 – 2

В. Опишите выступление на Сенатской площади с точки зрения офицера заговорщика; солдата Московского полка; любопытного наблюдателя событий.

Как каждый из них представлял себе цели восстания?

Как вы считаете, участники восстания на Сенатской площади чувствовали себя людьми, поднявшимися на правое дело, или нарушителями закона, которых ждет неминуемое наказание?

Если бы вам пришлось оказаться на Сенатской площади, на чьей стороне были бы Ваши симпатии?

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Идет обсуждение. (При выполнении этого задания используется инструмент «Блокнот» LearningApps.org).

Причины поражения и последствия выступления декабристов

А. Опираясь на предыдущие задания и интеллект-карту, составленную при выполнении домашнего задания, выделите положения, отражающие причины неудачи выступлений декабристов.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. (При выполнении этого задания используется модуль «Классификация» LearningApps.org).

  1. Лучшая военная подготовка правительственных войск.
  2. Недостаток боеприпасов у восставших.
  3. Арест правительством всех руководителей восстания.
  4. Нерешительность и колебания среди руководителей восста­ния.
  5. Активное использование артиллерии правительственными войсками.
  6. Пассивность действий восставших.
  7. Отсутствие у восставших артиллерии и конницы.
  8. Поддержка правительственных войск населением.

Ответ: 4, 5, 6, 7.

Б. Используя интеллект-карту, составленную при выполнении домашнего задания, определите, за что были вынесены смертные приговоры руководителям декабристских организаций.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. (При выполнении этого задания используется модуль «Найти пару» LearningApps.org).

а) К. Рылееву;
б) П. Пестелю;
в) М. Бестужеву-Рюмину;
г) П. Каховскому;
д) С. Муравьеву-Апостолу.

  1. Руководство Южным обществом.
  2. Руководство Северным обществом.
  3. Убийство генерал-губернатора Санкт-Петербурга генерала Милорадовича.
  4. Руководство восстанием Черниговского полка.

Ответ: а – 2; б – 1; в – 4; г – 3; д – 4.

В. Пользуясь текстом документов, опираясь на предыдущие задания и интеллект-карту, определите, историческое значение выступления декабристов.

Учащиеся изучают документы, представленные на многофункциональной интерактивной панели, и фиксируют на своих планшетах значение и последствия выступления декабристов. Идет обсуждение. (При выполнении этого задания используется инструмент «Блокнот» LearningApps.org).

Документ 1

«Как политическое предприятие, 14 декабря было несчастьем, стоившим невознаградимых жертв. Но… декабристы важны не как заговор, не как тайное общество; это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало». (О.В.Ключевский).

Документ 2

«…если даже смотреть на убеждения декабристов, как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое» (М.Н.Волконская).

Документ 3

«Во время производства следствия государь услышал много истин, которые остались бы ему неизвестными. Страна обязана Тайному обществу опубликованием «Свода» наших законов, солдаты – уменьшением срока службы, бывшей 25 лет. Наказание шпицрутенами, практиковавшееся без всякой меры, ныне ограничено». (Декабрист А.М.Муравьев).

Декабристы в Сибири

«Декабристы, – писал И.Г. Прыжов, один из тех, кто в 1880-е годы отбывал ссылку в Петровском заводе, – несмотря на самые несчастные условия жизни, часто совсем ужасные, гнусные, сделали для Сибири столько добра, сколько она сама не сделала бы в целые сто лет и больше…».

А. Посетите сайты:

  1. Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов: [сайт]. URL: https://imd38.ru/. Особое внимание обратите на разделы «Дом-музей Волконских» и «Дом-музей Трубецких».
  2. Ялуторовский музейный комплекс: [сайт]. URL: http://yalutmuzey.ru/. Особое внимание обратите на раздел «Историко-мемориальный музей».
  3. Новоселенгинский музей: [сайт]. URL: http://muzeyrb.ru/mnovos/.
  4. Туринский дом-музей декабристов: [сайт]. URL:  http://uole-museum.ru/.
  5. Курганский дом-музей декабристов: [сайт]. URL: https://nashural.ru/mesta/kurganskaya-oblast/kurgan/kurgan-dom-dekabristov/.
  6. Музей «Церковь Декабристов» (г. Чита): [сайт]. URL: https://now-chita.ru/MuseumDekabrist/.
  7. Минусинский музей декабристов: [сайт]. URL: https://музей-мартьянова.рф/.

 
Соотнесите портреты декабристов и описание их деятельности в Сибири. Расскажите о вкладе декабристов в развитие Сибири.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. Идет обсуждение. (При выполнении этого задания используется модуль «Найти пару» LearningApps.org).

Ответ:

Н.А. Бестужев и М.А. Бестужев
Изучали природу Забайкалья. Описали озера, горные породы, залежи бурого угля, местную фауну и флору. Учили местных бурят сеять хлеб. Открыли ремесленную школу. Наладили производство «двуколок-сидеек» их называли «бестужевки».

И.Д. Якушкин
Организовал школу в Ялуторовске, в которой обучались по Ланкастерскому методу. Впервые в Сибири в школе стали обучаться и девочки.

Ф.Б. Вольф
«…память о нем долго сохранялась и иркутском обществе, как о весьма искусном и гуманном враче: вера в него была такая, что и двадцать лет спустя мои иркутские пациенты мне показывали его рецепты, уже выцветшие от времени и хранимые с благоговением как святыня, спасшая некогда от смерти».

В.Ф. Раевский
Обучал жителей Сибири сельскому хозяйству, садоводству, устроил в Олонках школу.

П.Н. Свистунов
Блестящий музыкант, сыграл большую роль в развитии музыкальной культуры Западной Сибири. Создал оркестр и струнный квартет.

И.П. Пущин
«Все оскорбленное и униженное, охающее и негодующее начало стекается к нему как к адвокату. Уверившись, что дело, о котором его просят, законное или гуманное, он брался за перо, и письмо за письмом летели, как бомбы…».

Декабристы в памяти потомков

А. Одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А.Полякова, «каналов проникновения исторических знаний в широкие массы» была и остается художественная литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества. Интерес к ушедшему времени декабристов всегда жил в искусстве слова.

Внимательно прочитайте задание и выберите только один правильный ответ в каждом вопросе.

Учащиеся выполняют задание на планшетах. Один школьник делает задание на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Проверяют выполнение задания. Идет обсуждение. (При выполнении этого задания используется модуль «Викторина с выбором правильного варианта ответа» LearningApps.org).

1) Л.Н. Толстой собирался писать трилогию о декабристе. Судьба, какого героя канонического варианта романа является «ретроспекцией», «возвратом» к юным годам главного героя «романа о декабристе»?
а) Андрея Болконского;
б) Пьера Безухова;
в) Николая Ростова;
г) Николая Болконского.

2) Княгиня М.Н. Волконская, жена декабриста, написавшая мемуары о жизни в Сибири, была правнучкой:
а) Ломоносова М.В.
б) Шувалова И.И.
в) Виноградова Д.И.
г) Жуковскитй В.А.

3) Героинями поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», рассказывающей о женах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, являются:
а) Е. Нарышкина и А.И. Давыдова;
б) Полина Гёбль и Камилла Ле Дантю;
в) Е. Трубецкая и М. Волконская;
г) А. Розен и Н. Фонвизина.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в.

Б. В 1856 году декабристам была объявлена амнистия. Брошенные в «каторжные норы» Сибири, декабристы не изменили своим благородным идеалам. «Своей судьбой гордимся мы…» – писал в ответ на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина А.И. Одоевский. Они жили по правилам своей этики: «Призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Поэтому вот уже почти 200 лет образы декабристов так притягательны для образованных людей России. Их историей занимались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов. «Первенцам свободы» посвящены оперы, картины, фильмы, тысячи и тысячи книг и статей.

Назовите, какие произведения о декабристах Вы знаете.

Ответ:

Опера «Декабристы» композитор Ю.А.Шапорин.
«Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади». Художник К.И.Кольман.
Фильм «Декабристы» (1926, реж. А.Ивановский).
Фильм «Звезда пленительного счастья» (1975, реж. В.Мотыль).
Фильм «Союз спасения» (2019, реж. А.Кравчук).
Дюма А. «Учитель фехтования».
Некрасов Н.А. «Русские женщины».
Розенбаум А. «Декабристский сон».

Заключительное слово учителя: Почти два века минуло со дня выступления декабристов на Сенатской площади. Но русский человек не может представить историю своей страны без «Русской правды» Павла Пестеля, без «Дум» Кондратия Рылеева, без стихов Александра Одоевского, без мемуаров Ивана Пущина, Михаила Бестужева, Ивана Якушкина, Марии Волконской…

Звучит «Песня декабристов» муз. и сл. А.М.Городницкого (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eCdxXp2Rt7Y (дата обращения 08.01.2020)).

III. Итоги урока

Рефлексия

Учащиеся совместно с учителем подводят итоги урока.

Что Вы узнали нового по теме «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов»? Что Вам особенно запомнилось? Что вызвало затруднение?

Пройдите экспресс-опрос участников урока «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов».

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Ответьте на вопрос: ваше отношение к уроку «Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов»?

Ответ 1: Урок понравился.

Ответ 2: Не могу определиться.

Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Дополните интеллект-карту, составленную перед уроком, новыми данными, которые Вы изучили на уроке. (Используйте онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» и цифровые образовательные ресурсы).

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Высшее образование ХХI века: актуальные тренды // Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». Номер 2 (80), февраль, 2014. – с. 75-88.
  2. Гурьянова С.Ю. Российская «Национальная платформа открытого образования» – шаг в будущее высшей школы. // Ежемесячный научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» Номер 2 (129), февраль 2016. – с. 3-9.
  3. Данилов А.А. История России. Школьный словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
  4. Декабристы и Сибирь. Альбом. Авт.-сост. Сергеев М.Д., Гончарова Н.Н., Серебряков А.Ф. – М.: Советская Россия, 1988. – 263 с.
  5. История России. ХIХ век. / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
  6. История России. Хрестоматия. 6-10 классы: электронная форма. В 2-х ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2015. – 701 с.
  7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2019. – 592 с.
  8. Президентская Библиотека имени Б.Н. Ельцина: [сайт]. URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
  10. Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
  11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
  12. Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 08.01.2020).
  13. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 08.01.2020).
  14. Mindmeister.com: [сайт]. URL: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 08.01.2020).