Мастер-класс "Рефлексия как этап современного урока"

Разделы: Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: рефлексия


Введение в тему

– Одни говорят, что это мост. Другие – ворота, третьи – коромысло. А на самом деле что это?

Перед вами радуга. Какой цвет радуги сейчас соответствует вашему настроению?

Работа в группах «Создай свою радугу»

- Каждая группа создаст свою радугу. Выберите карандаш, раскрасьте свою каплю, капли прикрепите к листу в форме радуги работа в группах.

- Цвета радуги рассказывают о вашем настроении следующее…(Приложение 1 «Характеристика цветов по М.Люшеру)

- Как вы поняли, мы провели рефлексию настроения или эмоционального состояния. Ее цель – установление эмоционального контакта с учащимися вначале урока.

Немного теории

«Рефлексия»

Вначале введения стандартов второго поколения актуальным был вопрос не только о самом понятии, но и постановке ударения в данном слове.
В словаре Ожегова указано, что ударный слог в данном слове второй. Созвучное слово РЕФЛЕКС помогает это запомнить.

Можно воспользоваться следующей рифмовкой:

РелЕксии кот предавался -
Часами на травке валялся.

Что такое рефлексия?

Слово "рефлексия" происходит от латинского reflexsio - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как «размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание».

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как «самоанализ, самооценка».

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ своей деятельности и её результатов.

Для чего нужна рефлексия?

Учителю она помогает контролировать класс, в ходе урока можно видеть, что понятно учащимся, а что нужно доработать.

Каждый ученик может самостоятельно оценить свое состояние, эмоции, и самое главное, результаты своей деятельности, собственное знание или незнание, сравнить свои успехи с успехами одноклассников. А далее наметить цель и двинуться вперед.

Когда и как применять рефлексию на уроке?

В настоящее время разработано огромное множество методических приемов для любого этапа урока. Остается только ввести их в свою практику.

1) Формы рефлексии эмоционального состояния вначале урока представлены на слайде.

  • Смайлики, «Солнышко и тучка», «Гномики», «Светофор», показ большого пальца вверх или вниз.
  • Цветик-семицветик (характеристика цветов Макса Люшера).
  • Стихи для эмоционального настроя.
  • Музыка, стихотворение, соответствующие теме.

- Для меня в начале урока более приемлем такой прием как хоровое чтение учащимися стихов, рифмовок.

Например:

Жить с хорошей головой,
Что с богатой кладовой.
Словно в речке отраженья,
В ней хранятся сбереженья:
Запах леса, шум прибоя,
Солнце, небо голубое,
Законы математики
И правила грамматики.

Рифмовки лаконичны, емки по содержанию, быстро включают детей в работу, создают нужный настрой на урок.

2) Рефлексия деятельности в течение всего урока.

Она помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, уровень понимания нового материала. Это можно назвать интеллектуальной рефлексией.

а) Прием «Кластер» (в переводе «пучок, созвездие»).

По сути своей это опорный конспект по изученной теме. Вот такой кластер был составлен на уроке русского языка, 3 класс, тема «Приставки».

Составлять кластер можно фронтально, группами, индивидуально, в классе или дома, работать на доске или отдельных листах. На разных этапах урока: актуализации знаний, изучении нового материала, обобщении и систематизации знаний по теме, в качестве домашнего задания.

Использовать для оформления цветной мел, ручки разного цвета, фломастеры. Мы часто пользуемся этим приемом на уроках окружающего мира, русского языка.

б) Практическая работа.

- Предлагаю вам составить кластер по теме нашего мастер-класса. Ключевое понятие «Урок» помещаем в центр листа, от него проводим стрелки, записываем основные значимые моменты, связанные с данным понятием (то, что вы знаете по данной теме). Работаем в группах.

Представление составленных группами кластеров (разместить на доске).

Правильно выполнив это задание, мы шагнули на первую ступеньку «Лестницы успеха» (ученики на уроках рисуют схематично человечка на нижней ступени лестницы).

На этой лестнице каждая ступенька - новое выполненное задание. Чем больше заданий выполнено правильно, тем выше поднимается человечек. Такой прием удобно применять на уроках русского языка, математики окружающего мира при самостоятельном выполнении учащимися упражнений, заданий.

Формы проведения рефлексии деятельности в течение урока чрезвычайно разнообразны и подробно описаны в многочисленных публикациях.

3) Рефлексия содержания материала в конце урока.

Дает возможность детям осознать содержание изученного материала, дать оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы на уроке.

а) Прием «Рефлексивный экран».

- Выберите начало понравившейся фразы и продолжите её.

б) Следующий прием «Верно-неверно» позволяет учителю быстро выявить степень усвоения учащимися нового материала.

- Выберите верное утверждение (данный тест использовался на уроке русского языка по теме «Приставки и предлоги», 3 класс)

1.

а) Приставка – часть речи.
б) Предлог – часть речи.

2.

а) Приставка пишется со словом слитно.
б) Приставка пишется со словом раздельно.

3.

а) Приставка служит для связи слов в предложении.
б) Приставка служит для образования новых слов.

4.

а) Приставка стоит в слове перед корнем.
б) Приставка стоит в слове перед суффиксом.

5.

а) Предлоги пишутся слитно со словом.
б) Предлоги пишутся раздельно со словом.

Самоконтроль.

- Проверьте свои знания (сверка с образцом).

  1. б
  2. а
  3. б
  4. а
  5. б
  • 5 правильных ответов: Ты молодец! Так держать!
  • 4 правильных ответа: Ты хорошо поработал!
  • 1-3 правильных ответа: Нужно проработать тему ещё раз. Терпенье и труд всё перетрут!

-  В заключение оцените свою работу на мастер-классе.

- Для этого прочтите все фразы (на доске плакат) и выберите одну. Прикрепите магнит напротив выбранной фразы.

Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!

- Помните: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.» (Евгений Доманский)

- Выбирайте разные формы рефлексии и двигайтесь вперед!

Используемая литература

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/

2. Фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/

3. Газета «Первое сентября» https://ps.1sept.ru/

4. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с.


Приложение 1

Характеристика цветов по М.Люшеру

  • Розовый, оранжевый – радостное, восторженное настроение.
  • Красный (чрезвычайно насыщенный и яркий) – нервозное, возбужденное состояние, агрессия.
  • Синий – грустное, пассивность, усталость.
  • Зеленый – активность (при большой насыщенности – беззащитность).
  • Жёлтый – приятное, спокойное.
  • Фиолетовый – беспокойное, тревожное, близкое к разочарованию.
  • Коричневый – замкнутость, огорчение.
  • Серый – уныние, отрицание, протест.
  • Чёрный – пассивность, беспокойство, неуверенность.