Дистанционный урок по теме «Прошедшие действия в английском языке». 9-й класс

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 6, 9

Ключевые слова: английский язык, ОГЭ, прошедшие действия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


В эпоху нарастающей цифровизации всё большую популярность получают различные формы дистанционного обучения: он-лайн тестирования и интерактивные упражнения, уроки, курсы, олимпиады, вебинары, лекции, семинары и пр. наряду с расширением форм обучения в школе, возникшим по разным причинам: очное, очно-заочное, заочное.

В процессе обучения в московской школе учащиеся могут самостоятельно использовать материалы МЭШ (Московская электронная школа); взаимодействовать с учителем через скайп, например, при индивидуальном или надомном обучении; использовать общий для нескольких школьных подразделений канал конференц-связи для проведения дистанционных уроков с целью охвата большего количества учащихся и обмена опытом.

Последний вид работы был рассмотрен как одна из форм подготовки учащихся к ОГЭ. Среди учителей школы был проведен опрос на выявление грамматических тем, наиболее часто вызывающих трудности у учащихся. Затем было предложено разработать и провести дистанционные уроки с целью ликвидации возможных пробелов и устранения трудностей. «Прошедшие действия в английском языке» - одна из таких тем.

При разработке материалов и в ходе работы выявлены следующие особенности подобного урока:

  • Чтобы не возникало проблем с настройкой камеры, необходимо отключить Skype и работать не через браузер Google Chrome, а через Firefox.
  • Внеурочное время выбирается с расчётом на то, что у учащегося будет возможность принять активное участие в уроке, т.е. вероятнее всего из дома. Если вещание ведётся из школы, то лучше рассчитать так, чтобы не было слышно звонков.
  • Презентация должна быть детально проработана, с появлением ответов и объяснений, но не в виде анимации на одном слайде, а пошагово на нескольких слайдах, поскольку в режиме видеоконференции презентация просматривается в виде скриншотов (в прикреплённой к статье Презентации некоторые изначальные элементы анимации сохранены, т.к. материал может быть использован и при очном обучении). При автоматическом преобразовании формата Power Point в скриншоты может поменяться цвет, появиться пробел между строками, могут сместиться картинки. Процесс проведения урока можно отрепетировать заранее, сохранив все слайды презентации в формате jpeg.
  • Видео через презентацию не сработает. Аудио запускается через микрофон, как и голос учителя, т.е. не через презентацию, а через дополнительный гаджет, например, телефон, поэтому в данной статье оно представлено в виде Приложения.
  • В конспекте урока необходимо указать номера слайдов – они отражаются на экране под скриншотами во время работы.
  • При объяснении можно использовать курсор, но вместо стрелки наблюдается передвижение красной точки.
  • Загрузить можно только один файл (для демонстрации), например, Презентацию. Дополнительные файлы для выгрузки из видеоконференции сайта школы прикрепить невозможно (как, например, в вебинарах), поэтому лучше в конце урока в чате написать свою почту или попросить почту аудитории (если она небольшая) для рассылки Презентации и возможных дополнительных материалов (например, ДЗ с ключами для самоконтроля).
  • Поскольку обратная связь минимальна и удержать внимание долгое время без смены видов деятельности не всегда просто, то при составлении урока следует ориентироваться на среднее время – 20 мин., но это время может быть и больше в зависимости от объёма темы и глубины её изучения. Представленный в данной статье урок рассчитан на 35 мин.
  • Поскольку урок ориентирован на закрепление экзаменационных тем, то, на мой взгляд, в презентации лучше показать частотность и практическую значимость конкретной темы на примере КИМ.
  • Запись трансляции не ведётся. Своё видеоизображение после приветствия можно отключить.

Ниже представлен пошаговый конспект к Презентации с учётом вышеуказанных особенностей, однако, материал может быть использован и во время традиционного урока.

Конспект урока - текст учителя с указанием номеров слайдов

Good afternoon /написатьвчат/, our dear students! My name is … . If you don’t know, I am an English teacher, and this time I invite you to revise the Past Actions for your Russian State exam in the 9th form.

Do you hear me well? If yes, I ask you to put the plus in the chat room /посчитатьизаписатьколичествоучастников/… Thank you, you are … today.

The theme is very important and the presentation is very detailed so I ask you to be very attentive.

Today I’ll speak more Russian to be understood better, too. Let’s start! /выключить видеоизображение/

  • Слайд 1 - Для начала предлагаю сравнить, как устроена система времён глагола в русском (РЯ) и английском (АЯ) языках.
  • Слайд 2-3 - Итак, в РЯ, мы знаем три времени: Настоящее, Прошедшее, Будущее. Сравним такое устройство времён с измерением 1D, то есть плоскостью. А в каком же измерении живём мы? - 3D: height, width, length.
  • Слайд 4 - Что же касается английского языка, то мы можем сравнить систему времён с измерением 4D, которое представляет из себя 3D в движении (к сожалению, движение фигуры в режиме видеоконференции посмотреть возможности нет, но вы сможете это увидеть в материалах, которые будут вам отправлены на почту позже).
  • Слайд 5-6 - Итак, измерение 4D – это символ 4х групп времён глагола в АЯ (перечислить названия). Таким образом в точном названии времени английского глагола нужно проговорить – и «имя», и «отчество», и «фамилию».
  • Слайд 7 - Конечно, в связи с такой разницей, возникает путаница времён глагола в АЯ. Влияние, при котором особенности родного языка мешают усвоению иностранного, называется интерференцией.
  • Слайд 8-11 - В результате изучения языки в нашем мышлении сливаются в одну единую новую систему. Такой процесс мы можем сопоставить со слиянием рек, например, The Green and the Colorado, which meet in the USA. Моя же задача сегодня – помочь вам преодолеть интерференцию, а для этого мы должны сначала понять её причины.
  • Слайд 12-17 - Как уже было сказано, в АЯ целая система времён. К теме «Прошедшие времена» мы отнесём, конечно же все прошедшие времена, а уже после и два настоящих времени.
  • Слайд 18-19 - Поскольку мы говорим об обобщении ранее пройденных тем в контексте подготовки к экзамену, то необходимо показать вам частотность темы «Прошедшие действия» на примере тренировочных материалов [Майк Лэнг, Немыкина А.И., Почепаева А.В. Сборника тестов для подготовки к ГИА. Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) по английскому языку в 9 классе. - Лэнгвидж 360, 2015.]
  • Слайд 20-22 - Итак, Прошедшие времена. Для дальнейшей отработки сгруппируем и сравним их между собой по признакам, которые вызывают интерференцию. Past Simple против Past Continuous. Основной признак для дифференциации, то есть различения, этих времён - отсутствие/наличие длительности. Затем я даю вам минуту на повторение основного материала по данным временам в сравнительной таблице по следующим признакам:
    • вопрос на РЯ, употребление,
    • особые случаи употребления со Статичными глаголами (глаголами состояния),
    • слова-спутники/указатели,
    • формула утвердительного сказуемого.
  • Далее все времена мы будем сравнивать таким же образом перед выполнением упражнения. Минута пошла… /подождать минуту/

  • Слайд 23-28 - Let’s do Ex.#1. Choose the right answer… /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 29-30 - Следующая пара Прошедших времён - Past Simple против Past Perfect. Основной признак для дифференциации - отсутствие/наличие предшествования. Далее минута на повторение основного материала по данным временам в сравнительной таблице… /подождать минуту/
  • Слайд 31-36 - Let’s do Ex.#2. Choose the right answer… /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 37-38 - Следующая пара Прошедших времён - Past Perfect Simple против Past Perfect Continuous. И основных признаков для дифференциации тут несколько: 1 - отсутствие/наличие длительности при завершённости действия, 2 - статичность глагола. Далее опять минута на повторение основного материала по данным временам в сравнительной таблице… I’m waiting for you… /подождать минуту/
  • Слайд 39-44 - Let’s do Ex.#3. Choose the right answer… /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 45 - Now, I would like to see your answers. Обобщим Прошедшие времена в едином упражнении, и посмотрим в чате ваши ответы.
  • Слайд 46-51 - Let’s do Ex.#4. Choose the right answer… I’m going to read the sentences… /прочитать предложение, ждать букву ответа в чате, прокомментировать с объяснениями/
  • Слайд 52 - А теперь, пожалуй, наиболее сложные времена с точки зрения русскоязычного понимания – Настоящие времена для выражения Прошедших действий.
  • Слайд 53-57 - Past Simple против Present Perfect. Основной признак для дифференциации - особенности употребления времени Present Perfect. Опять минута на повторение основного материала по данным временам в сравнительной таблице… /подождать минуту/. Но прежде чем двигаться далее, давайте обратимся к ассоциативному мышлению, чтобы легче было запомнить это необычное для нас время. 1 – это схема употребления Present Perfect, которую можно назвать «Чебурашкой» /объяснить/, 2 – и рифмовка из основных слов-спутников/указателей /зачитать/.
  • Слайд 58-63 - Let’s do Ex.#5. Open the brackets… /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 64-65 - И последняя пара Прошедших действий - Present Perfect Simple против Present Perfect Continuous. И основные признаки для дифференциации: 1 – опять же особенности употребления времени Present Perfect, 2 - отсутствие/наличие длительности при завершённости действия, 3 - статичность глагола. И минута на повторение основного материала по данным временам в таблице… /подождать минуту/
  • Слайд 66-71 - Let’s do Ex.#6. Choose the right answer… /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 72 - Now, I would like to see your answers. Обобщим Прошедшие ДЕЙСТВИЯ (т.е. и Прошедшие, и Настоящие времена) в едином упражнении – напишите в чате ваши ответы.
  • Слайд 73-78 - Ex.#7. Open the brackets… /прочитать предложение, ждать букву ответа в чате, прокомментировать с объяснениями/
  • Слайд 79-80 - Итак, вспомним скриншоты тренировочных КИМ с самого начала… /зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 81-83 - Посмотрим пример заданий в Демо-версии с сайта http://fipi.ru/
    /после небольшого ожидания зачитать ответы с объяснениями/
  • Слайд 84-86 - I wish you coped well with all difficulties at the exam
    And I’m sure one day you’ll say: ‘A new day has come!’
    /включить первую часть песни Céline Dion “A New Day Has Come” – Приложение – и параллельно на экране появляется знак вопроса для завершающей рефлексии на употребление сказуемого hascome в данном контексте/
  • You can also get a presentation if you write me on the e-mail – I’m typing my address in the chat room: … / написать адрес электронной почты в чате/
  • Thank you for the attention.