Священная война (к 75-летию Победы)

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 6

Ключевые слова: работы художников о Великой Отечественной войне


Предмет: История изобразительного искусства.

Класс: 6 класс (14–15 лет).

Тип: Изучение нового материала.

Вид урока: Рассказ. Беседа.

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе работ художников о войне.
  • учить детей видеть красоту работ художников.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи и творческой способности;
  • стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.
  • формирование у учащихся уважения к военной истории России, чувства гордости за свою страну, воспитание интереса к ее героическому прошлому.

Знания: Знание основных работ художников о Великой Отечественной войне.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Метод беседы, рассказа.

Зрительный ряд: Работы художников о Великой Отечественной войне (презентация).

План урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Новая тема.

4. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

 «Реально существует только вся израненная и окровавленная, но все же прекрасная русская земля, которую с нечеловеческой стойкостью обороняют еще более прекрасные люди. Сумеет ли только кто-нибудь найти такие слова, чтобы передать в века рассказ об этой величайшей из битв, о величайшей из побед, которые когда-нибудь одерживал человек». Эти глубоко трогательные в своей простоте строки написаны в перерыве между тяжелыми боями, на передовой, художником Ильей Лукомским, в те суровые дни, когда вся наша странаначинала свое утро у репродуктора, передававшего сводки Совинформбюро, когда все люди жили только одной мыслью, одним дыханием, подчиняясь единому закону военного времени.

3. Новая тема

Шли по дорогам войны русские художники, теряли друзей, шли, чтобы все увидеть и запомнить, сохранить на века ратный подвиг народа в Отечественной войне. Нет важнее и выше этой задачи – рассказать о тех, кто, не жалея жизни, насмерть стоял под Москвой, кто остановил фашистов у Сталинграда, и гнал потом вражеские полчища через пол-Европы до Берлина, и о тех, кто сражался в лесных дебрях, болотах Белоруссии. Среди них и те, чей героизм отмечен высшими наградами, и те, имена которых мы так никогда и не узнаем. Нет меры великому подвигу. Он начался на Красной площади, там, откуда в грозном сорок первом уходили на фронт лучшие сыны русского народа.

Вспомним первый военный парад осенью 1941 года. Враг рвется к Москве. Но, как всегда, в назначенное время перед мавзолеем Ленина выстроились суровые чеканные ряды воинов. Низкое облачное небо подчеркивает мужественное звучание октябрьского парада. Серые походные шинели, строгие колонны войск, немногочисленные зрители на три бунах – Москва провожает своих защитников. Прямо с площади – на передовую! Отсутствие каких-либо праздничных атрибутов, геометрическая четкость и немногословность, напряженный ритм движения – все это слилось в единый мощный аккорд: «Вставай, страна огромная!..»

(Сообщения о картинах были подготовлены учащимися заранее).

Учащийся 1: Такою увидел в тот незабываемый день Красную площадь один из старейших советских художников Константин Юон. Такою и передал на своем полотне «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».

Стихи В.И.Лебедева-Кумача под названием «Священная война» были напечатаны на третий день войны – 24 июня 1941 года.

Газету с этими стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски А. В. Александрову.

И стихи зазвучали в душе композитора. Он услышал мелодию, на которую ложились эти простые, но наполненные такой внутренней силой слова, что, казалось, они начинены порохом и могут взорваться, как взрываются гранаты, снаряды, бомбы…

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война…

Впервые эта песня была исполнена ансамблем Александрова на перроне Белорусского вокзала 27 июня 1941 года. Песня потрясла и артистов, и солдат, уезжающих на фронт, и провожающих их близких.

Эту песню всегда слушали стоя, как отмечали очевидцы. У людей было впечатление, что песня звучит в их душах как присяга, как клятва.

Учащийся 2: Родина-мать. С первого дня войны, с первой минуты тяжелых испытаний она вместе со своими сыновьями-солдатами переносит все тяготы дальних военных дорог, жестоких боев и потерь. Она провожает маршевые роты, принимает воинскую присягу, призывает к подвигу с плаката И.Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Лицо женщины, изображенной на агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее у этого образа-символа был реальный прототип – Тамара Тоидзе.

Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.

По его рассказам художника, 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.

Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.

Сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены.

Учитель: Провожая солдат на фронт, москвичи и сами готовились отразить натиск врагов, город ощетинился надолбами и дотами, вооружился и словно замер на миг. В войне участвовали не только солдаты: против фашистских захватчиков встал весь народ, вся страна.

Учащийся 3: Состояние тревожного ожидания, как перед решительной атакой, когда запоминается, западает в память каждая мелочь, - именно это настроение огромного города, прекрасно передано в картине А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Безлюдная улица, распахнутые окна брошенных домов. Ощущение пустоты подчеркивает белизна недавно выпавшего снега, уносящийся грузовик с развивающимся и хлопающим брезентовым верхом. Врытые в землю металлические балки настороженно наклонены в сторону врага. Эти, объемы, пересекающие на переднем плане полотно по диагонали, создают лейтмотив тревоги, напряжения перед битвой. Из всей палитры художник отобрал лишь самые необходимые, самые суровые тона.

Так ждала врага Москва, каждый день готовая к бою. А в это время на фронтах полыхало пламя борьбы не на жизнь, а на смерть, и Дейнека великолепно передал это единое и в то же время различное в тылу и на передовой лицо войны в другом произведении, созданном в том же сорок втором году.

«Я вернулся с фронта из-под Юханова, - вспоминает художник. – была жестокая зима… бойцы на снегу оставляли красные следы от ран, и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада… этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

«Оборона Севастополя». 1942. На огромном холсте изображен один из эпизодов героической обороны Севастополя. Рукопашная схватка на берегу моря. Яркая динамичная композиция построена на бурном движении моряков в различных в резко подчеркнутых ракурсах. Выразительность колорита, некоторая обобщенность форм активно помогают раскрытию сверхчеловеческого напряжения боя. Сосредотачивая основное внимание зрителя на переднем плане, автор усиливает тем самым монументальность образов героев.

Учащийся 4: В самые трудные годы войны, в тяжких усилиях всенародного сопротивления захватчикам неизменно звучала, возрастая и приобретая все более величественный и широкий размах, музыка грядущего торжества. Особенно отчетливо она слышится в жанре портрета. И здесь нельзя не вспомнить созданный В.Яковлевым «Портрет генерала Панфилова», легендарная дивизия которого встала на рубежах Москвы, показав всему миру образец стойкости и мужества.

Большинство лучших портретов тех лет смотрится ныне как потрясающая воображение летопись героизма русских людей. Будь то образ генерала Панфилова или партизана В.С.Тимачева (И. Серебряный), белорусского партизана Н.И.Шешко (Ф.Модоров) или медсестры («В свободную минуту», Г.Шегель) и многих других.

Учитель:  Вглядываясь в эти образы, зрители, несомненно, обнаружат приметы времени, сказавшиеся не только на внешних атрибутах войны: оружие, одежда и т.д. в них воплотились живые черты характера, тончайшие нюансы человеческой души. Огромная внутренняя сосредоточенность, собранность, мудрость, доброта и ненависть к захватчикам, присущие в равной степени всем русским людям, - вот что делает их облик типичным для своего времени и особенно дорогим нам как пример готовности на подвиг и жертву во имя победы.

Именно лица людей, запечатленных в них, светлая вера в торжество и справедливость внушают чувство гордости за великий русский народ.

Учащийся 5: Особое место среди героев Отечественной войны принадлежит женщинам. Удивительный по силе и лаконичности образ создал художник Г.Шегаль. В фигуре медсестры, присевшей на минуту на завалинке избы, как бы сконцентрирована вся боль и скорбь народа по утерянным близким, неимоверная тяжесть, свалившаяся на плечи миллионов советских жен и матерей. Это полотно, выходящее за рамки простого портрета, - гневный, обличительный протест художника против бесчеловечности войны. Поистине, велико и прекрасно мастерство живописца, сумевшего сказать о русской женщине свое слово. Рядом с ней, как сестра, встает молоденькая девушка из санбата, воспетая Б.Неменским «Сестры наши». Ее лицо чисто и нежно, взгляд усталых глаз мечтателен и грустен. Война стала для нее ранним опытом жизни. Но и она мужественно и безропотно взяла на себя ее тяготы, готовая стойко все нести до конца, до победы. Марат Самсонов показал фрагмент тяжелой жизни медсестры. На своем полотне «Сестрица», которую он написал в 1953 году, он изобразил медсестру, которая вытаскивает с поля боя раненого солдата. У него перевязаны глаза, по всей видимости он потерял зрение. Хрупкая девушка тянет на себе взрослого мужчину, его оружие. Несмотря на тяжесть ситуации, она верит в то, что они победят. Образ, который нам представил Марат – это образ героя, величественного и мужественного. Пейзаж, который художник изобразил на картине, только усиливает весь драматизм этого эпизода. Этот стиль присущ всем картинам художника.

Юрий Пименов в своей знаменитой работе "Фронтовая дорога" очень точно уловил дух военного времени, передав нам эмоции этого поистине трудного периода в истории России и всего мира. Панорама разрушенного города, заставляет содрогнуться от непредсказуемости ужасных перемен. Красивые новые дома, дорогие машины и толпы людей, спешащих по своим делам, сменились разрушенными зданиями, разбитой военной техникой и пустотой вокруг.

1944 год. Война… как все изменилось! Его героиня, но уже в полушубке и ушанке, мчится в виллисе по изъезженной фронтовой дороге. Мы видим разрушенный город, валяющуюся на обочинах  разбитую технику врага, вереницу машин с солдатами, движущихся на фронт. Суровые военные будни страны.

В работе Д.Шмаринова «Возвращение» (из серии «Не забудем, не простим) дан замечательный по своей выразительности образ крестьянки, печально стоящей у разрушенного родного очага. Но не сломленной. Она внутренне сильнее, нравственно выше, духовно богаче врага. Она-мать.

Учащийся 6: Один за другим проходят перед нами образы русских женщин, суровых и нежных, неукротимых в борьбе, мягких и ласковых в любви и преданности, но равно честных и непримиримых в столкновении с врагом. «Мать партизана». Вглядитесь, сколько достоинства в лице и фигуре старой крестьянки! Как однажды сказал художник, он хотел в образе простой крестьянки —  матери партизана, показать всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей.

Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла и рассказывала о причинах непобедимости русского народа. Однако видеть в картине только стремление художника соответствовать идеологическим критериям крайне неверно. Ведь прежде всего мастер изобразил на полотне простых людей, ставших на защиту своей родины. Так что картину  «Мать партизана» смело можно назвать произведением истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы.

В центральной части картины, на фоне дымного пожарища с гордо поднятой головой стоит мать партизана.  Она воплотила в себе образ всех женщин, чьих детей казнили на её глазах. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. Женщину не могут запугать фашистские захватчики. За её спиной — родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью, священная родная земля. Мать своим телом словно защищает Отчизну, за которую гибнут её дети. Великую силу народного гнева ощущают на себе враги.

Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. За спиной полыхает пожарище. По всей видимости, враг поджег её родной дом. На лице крестьянки можно прочесть страдание, но вместе с  тем, это лицо непоколебимого человека, который ничего не боится.

Образ фашиста резко контрастирует с фигурой русской женщины. Мастер идеально выписал поворот головы врага и акцентировал внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нём от этого проступает нечто звериное. Его фигура достаточно хрупкая, а ноги при этом нарисованы кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве.  Что ей угроза палача, сытого, откормленного бандита. Художник С. Герасимов очень четко построил свое произведение. Светлым пятном, символом справедливости и добра встает перед ним мать. Автор задался целью подчеркнуть единоборство характеров, драматическое столкновение двух идеологий и победу русского духа даже ценой физической гибели человека.

Учитель: Почтальон в годы войны был особым человеком. Его ждали с нетерпением и страхом: что достанет он из своей сумки – треугольник с адресом, написанным знакомым почерком, или извещение «Погиб смертью храбрых»?

Солдаты были скупы в выражении своих чувств. Хотя каждому хотелось сказать самое главное, сокровенное, прежде всего, - своим: жене или девушке.

Об этом главном и сокровенном за всех воевавших солдат-мужей сказал поэт Константин Симонов, напечатав в 14 января 1942 года в газете «Правда» свое стихотворение «Жди меня».

Эти стихи стали письмом с фронта, адресованным любимой женщине каждого солдата. Они звучат как заклинание, как молитва:

…Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Учащийся 7: Многие художники посвятили этой теме свои картины: это Н.Бут «Письмо маме» и «Боевые подруги», Б.Дрыжак «Письма с фронта», Г.Знатнов «Жди меня (В землянке)» и многие другие.

Совсем по-другому ожидание окрашено в солнечный день за чтением весточки от солдата в «Письме с фронта» (1947) А.И.Лактионова - и в самые трудные минуты остаются теплые лучики, и надежда на скорую встречу.

Лактионов – советский художник, а «Письмо с фронта» — самая знаменитая из его работ, за которую он получил Сталинскую премию. Задумана она была ещё в 1944 году после произошедшей с художником истории. В Подмосковье, куда его вместе с семьей эвакуировали, он встретил раненного солдата, который, опираясь на костыль и прижимая к груди перебинтованную руку, шел по деревне.

Остановился, спросил, как найти нужный дом – его просили передать письмо – и Лактионов пошел вместе с ним, показывать. Сцена вручения письма, которую он застал почти нечаянно, произвела на него глубокое впечатление и стала через два года картиной «Письмо с фронта». Его собственные дети позировали ему, солдатом стал старый друг, тоже художник, девушкой с повязкой «ПВО» — его молоденькая соседка.

На картине всем известный сюжет. С фронта доставили письмо, и вся семья радуется тому, что в очередной раз отстрочена смерть, что отец и муж здоров и жив. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый, мать заглядывает в листок сверху, в руке у нее конверт, и которого достали листок.

Девочка стоит спиной, видно только светлые косички, а девушка с повязкой опирается на перила, и вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах, озаряет людские лица, и радость, играющая на них, как будто дополнительно подсвечивается.

И вся атмосфера картина именно такова – солнечная, счастливая, она словно напоминает, что как бы ни была плоха война, как бы ни было тяжело и страшно, всегда есть моменты, в которые есть место для простых человеческих чувств. Для радости, для ожидания, и любая мелочь оборачивается чудом.

Учитель: Нельзя не вспомнить героизм жителей блокадного Ленинграда. Два с половиной тысяч человек, в том числе 400 детей, обрекались на голодную смерть. Чтобы это случилось быстрее, немцы уничтожили городские запасы, разбомбив знаменитые Бадаевские склады.

Условия, в которых оказались ленинградцы в блокадные годы с 1941 по 1944, сплотили их, выявили  лучшие черты характера - отзывчивость, мужество, концентрация воли, патриотизм, взаимовыручка, бескорыстие, вера в лучшее, несмотря на поселившиеся в городе смерть, голод и холод, несмотря на атаки вражеских  бомбардировщиков днем и ночью. Особую цену приобрел хлеб, те несколько граммов, которые выдавали по карточкам, постоянно уменьшая количество граммов, доведя их до 125 на взрослого человека! Каждая крошка хлеба была на вес золота. У поколения, пережившего годы Великой Отечественной войны, отношение к хлебу глубоко уважительное. Это отражено и в творчестве художников, писавших о блокаде.

Авторами многих из полотен являются художники, пережившие эту блокаду. В их картинах - память каждого дня и осмысление пережитого. На их живописные свидетельства мы смотрим их внутренним взором.

Учащийся 8: Картина «Дороже золота» Надежды Касаткиной, на которой во весь холст лишь буханка хлеба на дощатом столе - для кого-то она была единственной надеждой на спасение.  

Н.Цыцин «Блокадный хлеб». Перед нами изможденные от голода люди, которые выстроились в очередь за "кусочком жизни" - краюхой хлеба из отрубей и древесных опилок. Лица в толпе обречённо-спокойные. Мальчик в шапке-ушанке с вожделением смотрит на заветные три кусочка, он и думать больше не о чем не может. Картина затронула самые тонкие струнки нашей души.

Зато сколько радости было после снятие блокады – 27 января 1944 года. В честь этого события в городе был устроен салют. На картине А.Пахомова «Салют 27 января 1944 года. Из серии «Ленинград в дни блокады», 1944 года рады этому событию все и взрослые и дети, которые повзрослели за это долгое время.

Учащийся 9: Приходит в жизнь новое поколение людей, незнающих войны, только слыхавших о ней от своих отцов и дедов. Они спросят когда-нибудь: каков же он, русский солдат? Для них не сухой канцелярской справкой, а полнокровным, темпераментным, исторически верным документом явится герой, отображенный в художественных произведениях военных лет. Прекрасно сказано в поэме А.Твардовского о характере русского солдата. Вот он:

То серьезный, то потешный.
Нипочем, что дождь, то снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Разве это не исчерпывающая характеристика? И все-таки художники находят новые черты и качества в облике солдата. Посмотрите на полотно Ю.Непринцева «Отдых после боя». Сам автор указывал на то, что картина сделана по мотивам поэмы «Василий Теркин». Но мы не можем не увидеть и того, что художник отказался от прямого иллюстрирования поэмы, в образе солдата воплотил  и свои собственные многочисленные наблюдения, глубоко и ярко раскрывая перед зрителем новый тип русского солдата. Сколько юмора, свежести, сколько четких характеристик встретишь на этом полотне.

Художник как бы пристальнее вглядывается в лицо современника. Он передает его с тем чутким вниманием к, казалось бы, незначительным оттенкам характеров и индивидуальностей, с тем глубоким уважением, которое дает подлинное знание, право на обобщение. И тогда опираясь на весь свой творческий опыт, на все понимание жизни и человека, он создает собирательный образ, тип воина-освободителя, в котором кристаллизуются определенные черты великой эпопеи войны и искусства.

Учитель: И вот он пришел – долгожданный день Победы! Радость, наступившая в мае 1945 года, раскрасила полотна художников, наполненные мрачными цветами сражений.

Учащийся 10: Петру Александровичу Кривоногову довелось участвовать в последней масштабной войне – Великой Отечественной. Он прошел весь путь – от Москвы и до победного Берлина. Вступив в армейские ряды в 1939 году, живописец до 1945 смело впитывал горечь и ужас военного периода. Он делал скорые зарисовки сражений, писал портреты сослуживцев, в более спокойные на фронте периоды создавал полноценные картинные произведения.

«Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли.

Кривоногов поставил цель написать эту масштабную по величине и количеству персонажей картину после возвращения на родину. Работать пришлось около трех лет. В 1948 году полотно оказалось готовым, оно попало на выставку и годом позднее принесло автору заслуженную премию.

Что мы видим на холсте? Победа над фашизмом сопровождается у художника радостными выкриками советских солдат – многократным «Ура!». Несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. Опьяняющее чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги.

Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки. Это первый клич радостного освобождения, это счастье, дарованное за стойкость и верность идеалам справедливости.

Мелихов Георгий "День Победы в Берлине" («Весна 1945»). Мелихов Георгий Степанович украинский живописец прошедший сложный путь на фронте. Он часто делал зарисовки в перерывах между боями. Но самой значимой работой автора является "День победы в Берлине", где советский солдат играет на пианино победную песню. Справа видно ногу второго участника сюжета, который играет роль слушателя, усевшись на подоконнике.

Георгий вдруг услышал звуки рояля. В разгромленной, полупустой комнате с поломанной мебелью, с полом, усыпанным разбросанными книгами, стоял рояль. А за роялем, спиной к заглянувшему в комнату человеку, сидел наш солдат – в шинели, даже не сняв винтовки, которая так и оставалась за плечами, пока он играл. За окном вели колонну пленных немцев. Был май 1945.

А пятнадцать лет спустя Георгий Степанович Мелихов, написал картину, которую так и назвал – «Весна 1945 года». Виктор Платонович Некрасов назвал её когда-то "лучшей картиной о войне".

Григорий Минский "Май 1945 год". Еще одно полотно о людях праздновавших победу над фашизмом написал художник Григорий Минский. Девушка фронтовичка даёт "Победный концерт" на скрипке перед собравшиеся публикой.

Совсем другое осмысление этого события представляется в «Победе» (1972) Е.Е.Моисеенко. Он изображает двоих мужчин, поглощенных по-своему переживаемым чувством окончания войны. Первый словно падает без сил, и второй придерживает товарища в позе, похожей на безудержный смех.

4. Заключительное слово учителя

Художник – активный боец, стоящий на переднем крае, и как всякий разведчик нового, он не должен ничего забывать. Память героических лет – великий учитель, в нем таятся неисчерпаемые возможности духовного величия, чистых и благородных образов, великих исторических деяний.

К картинам по данной тематике не нужно слов. Живопись гораздо более сильнее, чем кинематограф, способна донести мысль творца, и погрузить смотрящего глубоко в каждый сюжет, в самую героическую атмосферу того времени. Хорошо, что великие мастера также внесли вклад в изобразительное искусство, и показали нам фронтовой очерк. Это настоящая сила, которая неподвластна времени.

Многие картины были созданы спустя десятилетия после Дня Победы, их авторы хотели выплеснуть воспоминания о пережитом через творчество. То, что произошло, осталось с ними навсегда и передалось потомкам, всем нам.