Современная система образования претерпевает значительные изменения, к которым относятся, во-первых, бурное развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий, а во-вторых, изменение статуса английского языка, ставшего языком международного общения, без владения которым в настоящее время невозможны успешная профессиональная деятельность и эффективная профессиональная коммуникация с представителями различных социумов.
Как показывает практика, наибольшую результативность в процессе обучения иностранным языкам представляет активное использование современных информационных технологий. Необходимость их применения в учебном процессе обусловлена, прежде всего, непрерывным увеличением объема информации, которую необходимо изучить и переработать в ходе обучения. Конечно, для учителя создание подобных информационных ресурсов — самая высокая ступень ИКТ-компетентностей. Опыт работы показывает, что такие информационно-образовательные ресурсы могут помочь в учебе даже немотивированному ученику, ведь как интересно, оказывается, создавать свой текст, презентацию, флеш-ролик, записывать аудиозаписи, воспроизводить видеофильмы. С помощью информационно-образовательного пространства открываются возможности для организации дополнительного образования и более глубокого изучения предметов. Особым интересом у учащихся пользуются обучающие игры, кроссворды, интерактивные тренажёры, головоломки. Новые возможности предоставляет глобальная сеть Интернет, в частности, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, в которой можно найти необходимые для работы методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Компьютеры служат хорошим подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты своей работы.
Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. В отличие от традиционных методик, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
В теории и практике образования сейчас наблюдается возросший интерес к исследованиям и разработкам, направленным на использование преимуществ и потенциала новых информационных технологий для совершенствования и интенсификации процесса обучения. Появился целый спектр работ, посвященных анализу сущности и особенностей обучения в электронной образовательной среде (Андреев А.А., Ардеев А.Х., Гураль С.К., Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лазарева А.С., Розина И.Н., Полат Е.С., Скибицкий Э.Г., Солдаткин В.И., Спичко Н.А., Толкачев В.А., Черепанова Н.В.).
Методические рекомендации по созданию веб-квестов для учителей иностранного языка
Веб-квест в педагогике — проблемное задание, проект с использованием интернет-ресурсов. Веб-квест — не только самый трудоемкий, но в то же время и самый интересный учебный интернет-ресурс. Для его реализации от учащихся потребуется умение пользоваться ПК и поисковыми системами, осознание своей роли в данном проекте, желание работать, нацеленность на результат, и, безусловно, хорошее знание языка. Соответственно осуществлять работу над веб-квестом лучше на старшей ступени обучения (9–11 классы). Итак, веб-квест — самый сложный тип учебных интернет-ресурсов, так как включает в себя компоненты других интернет-ресурсов.
Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест: -является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
-сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Работа по выполнению веб-квеста строится следующим образом:
- Обучающимся дается задание собрать материалы по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя материалы сети Интернет.
- Ссылки на источники даются самим учителем, однако при этом учащиеся могут пользоваться обычными поисковыми системами для подбора дополнительной информации.
Существуют два вида образовательных веб-квестов:
- для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия);
- для длительной работы (углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - на семестр или учебный год).
Виды заданий для веб-квестов
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Структура веб-квеста
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Создание веб-квеста
Шаг 1: определите тему.
Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста (например, сайты Google).
Шаг 3: придумайте задания. Сначала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
- в виде презентации (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt). На слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса.
- в виде текста (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.
- визуальный материал. Выглядит, как набор картинок, фотографий, карикатур (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).
Шаг 4: придумайте систему оценивания.
- Количество пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.
- Какому количеству пунктов какой уровень соответствует (напр. 5 пунктов – хорошо).
В случае, если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ, если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или, наоборот, неполный, неточный.
Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию, приступайте к размещению веб-квеста на сайте.
Методические рекомендации по работе над созданием комиксов на иностранном языке
Достаточно эффективным приемом использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку является создание комиксов и мультфильмов. В ходе написания сценариев комикса учащиеся не только запоминают иностранные слова, учатся работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, но и работать в группе, быть терпимыми и уважительно относиться к мнению окружающих. Более того, дети создают свои полноценные монологи и диалоги на иностранном языке, что очень важно. Рисование комиксов расширяет круг наблюдений учащегося, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рисование героев, дальнейшее создание комиксов и озвучивания их в качестве элементов обучения английскому языку даёт учащемуся возможность научиться понимать отдельные слова и фразы на английском языке, уметь ответить на вопросы и выразить свое отношение к услышанному, научиться рассказывать о себе и составлять диалог на заданную тему, овладеть навыками чтения.
Технология создания комикса
Этап 1. Введение и актуализация лексики, необходимой для создания комикса. Например, можно использовать данные разговорные клише (см. Приложение 1).
Этап 2. Выбор сюжета комикса и подбор иллюстраций из фильмов и мультфильмов. Простейшие комиксы можно создавать на основе презентаций PowerPoint.Учащимся, которых лучше разделить на группы, предлагается выбрать сюжет комикса, иллюстрации и оформить комикс в виде презентации. Например, следующим образом (см. Приложение 2). На начальном этапе учителю можно использовать заготовки комиксов, которые учащиеся должны сами доработать (см. Приложение 3).
Этап 3. Демонстрация проекта.
Этап 4. Этап рефлексии и оценки результатов. Обсуждение результатов работы в группе совместно с учителем.
В результате работы над созданием комиксов и мультфильмов у детей сформируются следующие универсальные учебные умения и навыки:
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
- Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
- Регулятивные: умение планировать – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
- Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера; создание собственных произведений с использованием мультимедийных технологий.
Технология создания мультфильма
Для того, чтобы вызвать интерес, активизировать речевую деятельность на уроках английского языка, можно предложить учащимся поработать с сервисами по созданию мультфильмов на английском языке. С этой целью можно воспользоваться ресурсом, который позволяет анимировать различные диалоги. Работая с сервисом Zimmer Twins at School, ученики ориентированы на оперирование языковым материалом в диалогической речи.
Сервис Zimmer Twins at School - инструмент для сторителлинга. Сервис ориентирован для использования в школе. Этот сайт - веселое, безопасное место, где дети могут использовать свое воображение и создать свои собственные фильмы. Учителя могут зарегистрировать учетную запись на сервисе бесплатно.
Сервис предлагает коллекцию персонажей и элементов, которые помогут построить свою историю.
Анимация разбивается на небольшие отрезки (сюжеты), каждый шаг пользователя сопровождается подсказками, в галерее сервиса можно посмотреть, что получилось у других. Это позволит легко и просто рассказать свою историю и поделиться ею. Историю можно сохранить на свой компьютер.
Сервис не поддерживает кириллицу при создании реплик в фильме-комиксе. Школьным учителям английского языка этот сервис может оказаться полезным.
Бесплатный аккаунт учителя включает в себя 5 ученических аккаунтов, учитель и его ученики могут создать в общей сложности 12 мультфильмов.
Мультфильмы класса являются частными и могут быть просмотрены только учащимися после их входа в систему.
Этапы создания мультфильма
Подготовительный этап.
- ознакомление с ресурсом http://zimmertwinsatschool.com/
- регистрация
- изучение меню сайта, инструкции по созданию анимационного фильма
- создание творческой группы (3-4 человека)
Продуктивный этап.
- создание сценария по выбранной теме, выбор персонажей, составление диалогов
- обсуждение сценария, выбор наиболее удачного варианта
- обеспечение соответствия письменной работы всем требованиям экранной культуры по форме организации материала
- создание фильма
Инструктаж по созданию фильма на сайте zimmertwinsatschool
1. Посмотрите инструкцию о том, как сделать мультфильм.
2. Нажмите Make a Movie на зеленой панели слева.
3. Выберите фильм, который вы хотите продолжить.
4. Выбирайте клипы из четырех разделов справа (Приложение 1).
- беседа (speech bubbles - можно написать, о чем разговаривают ваши герои)
- действия;
- эмоции;
- создание сюжета.
5. Все ваши действия будут отображаться на ленте ниже экрана.
6. Можно поменять местами кадры или удалить отдельные кадры.
7. Под экраном вы увидите предложение с описанием клипа, где вы можете сами выбирать место действия, персонажей.
8. Если вы считаете, что фильм готов, нажмите кнопку SAVE.
Этап рефлексии и оценки результатов. Просмотр, обсуждение результатов работы в группе совместно с преподавателем.
Ученики вспоминают, что они задумывали, сравнивают с тем, что получилось и отвечают на вопросы:
- что удалось, менялся ли сценарий по ходу работы, если да, то, как именно;
- что пытались сделать, но не получилось;
- на что не хватило времени;
- как можно было бы улучшить работу, если бы было больше времени;
- каких ресурсов программы недоставало при работе (каких персонажей, их действий, предметов, фонов, звуков)
Приложение 1. Animation clips/ Клипы для создания сюжета.
Приложение 2. Кадры из анимационного фильма “In Outer Space”, авторы - ученики 8 класса, 2016 год.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка позволяет:
- улучшить эффективность урока и качество знаний;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход в обучении.
Проблема выбора эффективных ЦОР, способствующих реализации новых целей образования, — одна из актуальных проблем сегодня. Использование ЦОР в обучении иностранным языкам — это способ повысить мотивацию учащихся и расширить спектр средств обучения.
Библиографический список
- Альберт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010.
- Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
- Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка//Интернет-журнал фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010.
- Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 134 с.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2008 - №5.
- Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий// Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010.
- Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе, 2003. - №5.
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций//Иностранные языки в школе, 2005. - №4.
- Тумурова С.Д. Программа проекта "Мультфильм"2014 Сайт учителя начальных классов [Электронный ресурс] http://tumurova.ucoz.ru/blog/programma_proekta_multfilm/2014-04-16-6.
- http://journal.kuzspa.ru/articles
- http://fest.1sept.ru/articles
- http://pedsovet.ru/articles
- http://iyazyki.prosv.ru/2015/04/webquest-sociocultural/#more-21687