Введение
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение является метод проектов.
Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой -то проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Практика пользования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.’’ Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
Основной задачей своей работы считаю изучение существующей литературы по данной теме, а также обобщение своего опыта.
Актуальность выбранной темы определяется тем, чтобы повысить у учащихся активность на уроках иностранного языка, развитию способности обучающихся к продуктивной деятельности, развитие критического мышления у учащихся, при самостоятельном отборе материала, а также умение взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 История развития проектного метода
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Е.С.Полат объясняет проект как метод и как педагогическую технологию: в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
С точки зрения методики проект это ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками. Метод проектов, по определению Е.С.Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
1.2 Метод проектов в изучении английского языка
В образовательном стандарте, как отмечает Молодцова Н.Г., особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Новые информационные технологии (НИТ), и в частности, возможности передачи по локальной компьютерной сети или Интернету текстовой, звуковой, графической и видеоинформации создают огромные возможности их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они предоставляют пользователю громадные возможности выбора источников информации в сети. Среди них базовая информация на серверах и задания в электронной почте, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, музеев, а также информация на гибких дисках, лазерных дисках (технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях. Эти возможности могут быть значительно расширены также за счет передачи по сети не только текстовых файлов, но и изображения и звука.
При проведении нестандартных уроков компьютерные технологии раскрывают огромные возможности. Это использование Интернет - форумов для общения с подростками из разных стран, развивающих мультимедийных программ, компьютерных словарей, фильмов и аудиовизуальных материалов в цифровом формате, локальной сети, дистанционного обучения, создание собственных проектов.
Но сторонники традиционных методов обучения могут возразить, что раньше мы прекрасно обходились без персонального компьютера на уроках, и вроде бы все было неплохо. Результаты работы были довольно высокими, ученики успешно овладевали знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования. Однако, в центре внимания современной школы стоит прежде всего ученик как личность, личность творческая, активная, а не пассивно воспринимающая то, что ей предлагает учитель. И наши ученики диктуют нам абсолютно другие методы и подходы в обучении. Подростку уже мало тех методов и средств, которыми довольствовался младший школьник. Он стремится выразить себя, и не только в результатах своей работы, но и во внутреннем духовном мире.
Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что творческая учебная деятельность предполагает более полную реализацию задач обучения, способствует формированию профессионально-значимых качеств личности, формирует комплексное инновационное развитие системы образования в целом.
Проектный подход в творческой деятельности детей играет важную роль в обучении и оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области гуманитарных дисциплин, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности.
Метод проектов в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин это разно уровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников.
Метод дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Проектный подход в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин дает дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные по другим наукам, могут быть использованы в проектах по гуманитарным дисциплинам.
Проектный подход не только помогает закреплять полученные по дисциплинам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться, а часто знания, необходимые детям для работы над проектом, подстегивают развитие интереса к другим наукам.
Глава 2 Практическая часть
Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способности и желании участвовать в общении на иностранном языке. Очевидно, что достижение этой цели становиться возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
В данной работе хочу поделиться опытом работы по учебнику « Happy English. ru” Кауфман М ., материал которого ориентирован на развитие личностной активности школьников, а также вовлечение их в творческую деятельность.
В конце каждой темы учащиеся разрабатывают и представляют свой проект. Работа над проектом предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию и мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Деятельность учащихся основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и компонентом учебного процесса. Состав участников группы определяется такими критериями: 1) уровень обученности, 2) коммуникабельность, 3) инициативность, 4) работоспособность, 5) интересы учащихся. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно выполняется проект в группе из 4х – 5 человек. Таким образом, в классе формируются 4 группы, работающие по одной теме, но имеющие право видоизменять данную тему. Также учащиеся могут предлагать свои темы проектов.
Работа над проектом проводится в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий или рисунков) данная работа может занимать одно, два и более занятий. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой или интернетом.
2.1 Этапы работы
1. Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматикой, чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).
2. Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника и доп. литературе, затем отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.
3. Формирование групп. Распределение задания между членами группы.
4. Сбор дополнительной информации. Учащиеся используют не только тексты учебника, но и материалы из других источников. Особое внимание уделяется страноведению.
5. Оформление проекта (в виде рисунка, плаката, коллажа и т.д.).
6. Презентация проекта. Это очень ответственный этап работы, который необходимо представить ярко и эмоционально, так чтобы заинтересовать одноклассников.
7. Подведение итогов работы. На данном этапе работы важно дать учащимся возможность выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу.
Привожу пример проекта учащихся по теме Окружающая среда (данной теме отводится раздел в учебнике Spotlight, автор. Ваулина)
Local Environmental Problems.
We are the caretakers of the earth. We know that polluted air and water are harmful to our plants, animals and people. We found out that a lot of districts of our region are polluted. The people of Cherepovets and other towns of our region suffer from smog. The local industries pour their waste into the river Sheksna.
Every year plants pollute the atmosphere with about 12 tons of harmful substances. These are very dangerous wastes. They go into the air and are carried by the winds for great distances.
As a result many animals have become extinct. 40% of the air pollution is caused by different means of transport: cars, buses and trucks. Public anxiety has grown after the Chernobyl disaster which resulted in radio-active pollution of vast territories.
Then we must remember that when we use aerosol sprays, we destroy the ozone layer which protects the Earth from the dangerous ultraviolet rays of the sun.
There are a lot of environmental problems but we invite you all to take part in environmental actions to keep our town and region fit for living.
Результатом работы были газеты с фотографиями загрязненного города Череповца.
Заключение
Исходя из всего выше перечисленного, следует сделать следующие выводы:
Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы обсуждать организационные вопросы по-английски, поэтому приходится прибегать к русскому языку.
Неизбежны и языковые ошибки в проектах, которые учитываются учителем и в дальнейшем систематизируются в серии упражнений.
Хотелось бы подчеркнуть, что данная форма организации учебной деятельности в группах имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над проектом вызывает большой интерес у учащихся, разнообразит урок, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения. Все это несомненно способствует росту мотивации к изучению языка, следовательно, помогает достижению обще учебных умений и навыков.
Список использованной литературы
1. Барменкова О.И. О работе над проектом // ИЯШ, 1997, 3.
2. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта Начальная школа XXI века. 2-е изд., перераб. - М.: ВентанаТраф, 2005. -48 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
4. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения ИЯ// ИЯШ, 1991, 3.
5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.
6. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка// ИЯШ, 1999, 4.
7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Иностранные языки в школе - 2, 3, 2000.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
9. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка// ИЯШ, 2002, 3.
10. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку// ИЯШ, 2002, 3.