Обучение детей с нарушением здоровья особенно актуально, важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, познавательное и личностное развитие. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности. Согласно инклюзивному обучению, не ребенок с ОВЗ обязан приспособиться к образовательному учреждению, а сама система воспитания и обучения идет навстречу такому ребенку.
Адаптация таких детей проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского. Содержание предмета английского языка в классах для детей с ОВЗ включает: говорение и аудирование, которые составляют основу развития и формирования умений и навыков, связанных с овладением видами речевой деятельности: письмо и чтение. Задания по всем видам должны развивать репродуктивную деятельность у таких детей. Каждый вид речевой деятельности требует один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (письмо и чтение) или от текста к обучаемому (говорение и аудирование). И тогда учителю приходится искать формы и методы активного взаимодействия с ребенком ОВЗ. Нужно учитывать психофизиологические особенности детей и использовать следующие методики:
- Частая смена деятельности.
- Погружение в языковую среду с помощью неоднократного прослушивания и просмотра маленьких языковых фрагментов.
- Обеспечение подвижной деятельности детей. Например, физминутка.
- Постоянного повторение прошедшего материала. Так как у детей отсутствует долговременная память.
- Раскрытие его творческих способностей. Например, можно использовать проекты.
В процессе обучения английскому языку на начальном этапе коррекционно-развивающего обучения необходимо сформировать навыки адекватного произношения, расширить объём продуктивного и рецептивного лексического минимума. Например, обучению английскому алфавиту и звуков проводится в игровой форме. При введении букв целесообразно закреплять знание букв, пропев их в песни или обыгрывая их в простых инсценировках. Работу над текстом нужно начинать с составления учителем маленьких текстов. Например, их нужно соотносить с картинками и предлагать к ним проблемные задания на отгадывание, выбор фактов из текста, подставить слова или сравнить фразы. И после подбора текста, это обязательно закрепление и отработка лексики к этому тексту. Здесь и происходит разделение детей по степени усвоения материала, сильные детки идут дальше, выполняя все задания, а слабенькие выполняют половину или больше, а дети с ЗПР выбирают те задания, которые им посильны и интересны. Вот некоторые упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения:
- Слушание и выполнение распоряжений. Например, учитель говорит: Close the door, open the book, take the book, please. И ученик должен выполнить это действие.
- Повторение фраз или предложений. Учащийся должен четко и безошибочно повторить.
- Повторяемость упражнений, но с включением новизны. Например: Jack has a hat. Jack has a hat and a dog and a …
- Преобразование без подстановки. Например, тренируется вопросительная форма. Даётся ученику предложение: I study in the evening. И он должен сделать: Do you study in the evening?
- Устная подстановка, например, с изменением формы слова, трениеруем множественное число имен существительных. Учитель произносит: The girls are coming. И ученики повторяют или могут поставить другие слова (boys, children).
- Игры также должны присутствовать на занятиях. Игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом выполнять четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур, лексических, фонетических, речевых навыков и грамматических.
Такие уроки вырабатывают у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью такой работы является дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребенка, а создают реабилитирующее пространство, и обеспечивает огромную возможность самореализации детей. Учащиеся должны понимать, что учатся для себя и своего развития, а учитель должен проявлять чуткость, терпение, постоянную заботу и любовь.
Литература
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.
- Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003.
- Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.
- Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003.