Обучению и воспитанию ребёнка отводится главная роль в образовании. Под воспитанием понимается сложный и многогранный процесс, который осуществляется при помощи разнообразных форм. При выборе форм воспитания учитель опирается на целый ряд признаков, таких как возраст обучающихся, особенности класса, содержание воспитательной работы. Верно подобранная форма, качественная подготовка и проведение, несомненно, отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы.
Воспитательные функции учителя также возрастают в условиях кардинального преобразования воспитательной работы. Классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его потенциала. И классный час – это та форма, которая помогает организовывать воспитательный процесс. Но в настоящее время школы столкнулись с рядом проблем, которые в значительной мере препятствуют этому. Среди них есть отсутствие периодичности проведения классных часов, недостаточное владение технологиями проведения, индивидуальные особенности обучения в каждой школе.
Прежде чем перейти к описанию проведения классных часов, стоит рассмотреть понятия «классный час», его цель, функции, направления.
Вначале следует выяснить, что в педагогике значит понятие «Классный час». Проанализировав учебник по педагогике Л.П.Крившенко, было выявлено, что «классный час – это собрание учеников класса для обсуждения классных дел» [1, с.291]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что цель классного часа заключается в обсуждении и решении дел класса.
Для наглядного сравнения приведём в пример ещё одну трактовку. По мнению профессора, доктора педагогических наук Н.Е.Щурковой «Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» [3, с. 5]. Здесь следует сделать акцент на том, что данное понятие в большей степени приближено к современному образованию. Ведь здесь упор делается на воспитании обучающихся.
Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что классный час является достаточно распространённой формой воспитательной работы.
В науке выделяют три основные функции классного часа: просветительская, ориентирующая и направляющая. В просветительской функции заложено расширение системы знаний учащихся, которые не были отражены в учебных программах. И назначение этой функции заключается в возможности знакомства с миром. Ориентирующая функции определяет формирование у обучающихся определённых отношений к объектам окружающей действительности. Данная функция позволяет оценить окружающий мир человека. Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики обучающихся. Важно, чтобы «знакомство» и «оценивание» мира завершилось «взаимодействием» с ним [3, с.7].
Как и проведение урока, классный час имеет свою методику подготовки и проведения, которая предполагает использование различных форм классных часов. Как показал анализ положения о проведении классных часов в школе, существует стандартный список разных форм воспитательной работы. В него входят часы общения, тематические лекции, КВН-ы, игры-путешествия, викторины, конференции и так далее [3, с.12].
Наиболее интересной формой классного часа является экскурсия. В толковом словаре С.И.Ожегова под экскурсией понимается «коллективная поездка (также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью [2].
Во время выезда на природные объекты, достопримечательности, у обучающихся появляется больше возможности усвоения новых знаний. Они могут не только услышать новую информацию, но и своими глазами увидеть объекты, которые они изучают. Школа, как и классный руководитель ответственна за безопасность детей, поэтому для организации выездной экскурсии учитываются большие требования. Не каждая школа, в данной ситуации, способна их учесть, а из этого следует, что проведение классных часов в форме экскурсий часто не используется.
При наличии серьёзных требований к организации выездных экскурсий, наиболее эффективным средством демонстрации каких-либо объектов является виртуальная экскурсия. В нашем понимании «виртуальная экскурсия – это система познания окружающего мира посредством компьютеризации». Основное преимущество виртуальной экскурсии заключается в возможности осмотра объектов без каких-либо затрат, в любое время, возможность многократного просмотра.
Для организации и проведения виртуальной экскурсии необходим набор основных пунктов. В связи с тем, что у участников экскурсии нет возможности в реальном времени увидеть объект, важно предусмотреть наличие графической информации. Таким средством могут являться фото и видео материалы. В сопровождении должны быть комментарии, которые могут быть оформлены в текстовом виде либо в аудио формате. Создать виртуальную экскурсию можно в виде презентации, сайта или фильма.
Приведём пример проведения фрагмента классного часа в формате виртуальной экскурсии в парк флоры и фауны «Роев Ручей». Для создания виртуальной экскурсии была выбрана программа PowerPoint, т.к. это наиболее простой способ. В ней было размещены фотографии, видео материалы, аудиозаписи, различные кнопочки, иконки. Для интересной интерпретации экскурсии в презентации были использованы такие функции, как гиперссылка, анимация, переходы.
ФРАГМЕНТ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
Здравствуйте, ребята! Вы любите животных? Поднимите руки те, кто любит разных животных. А знаете ли вы место, где у нас есть великое разнообразие животного мира?
Верно! Поднимите руки те, кто из вас уже бывал в парке «Роев Ручей». А хотите ли вы попасть туда ещё раз? А прямо сейчас? Для этого я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по парку. Сегодня у нас только ограниченное посещение, и мы сможем отправиться на сегодняшний день только в вольер с птицами <Рисунок1>.
Рис. 1 Скриншот первого слайда виртуальной экскурсии
Мы можем выбрать с вами три вида птиц <Рисунок2>. О каких представителях вы хотели бы узнать в первую очередь?
Рис. 2 Скриншот слайда локации с птицами
<Рисунок3> Павлины считаются одними из самых крупных птиц из подсемейства фазановых. И благодаря своему хвосту павлины известны как самые красивые птицы. А вы слышали, какие звуки издают павлины? Предлагаю вам послушать, как издают звуки павлины.
Рис. 3 Скриншот слайда с общей информацией о павлинах
Вы, наверняка, видели павлина, у которого ярко-зелёный хвост, синяя шея, и изумрудного цвета тело?
На самом деле в мире очень много видов павлинов. И вновь небольшое задание. Перед вами 3 фотографии трех видов павлинов <Рисунок4>. И ниже перечислены названия. К каждому названию соотнесите номер фотографии.
Рис. 4 Скриншот слайда с заданием
Теперь давайте проверим, правильно ли вы распределили фотографии с видами павлинов <Рисунок5>.
Рис. 5 Скриншот слайда ответом
Молодцы! Вы хорошо размышляли. К каким птицам вы хотели бы отправиться теперь <Рисунок 6>?
Рис. 6 Скриншот слайда локации с птицами
Совы отряд хищных птиц, включающий более 200 крупных и средней величины видов, в основном ночных птиц, распространённых во всех странах мира. А какие звуки издают совы? <Рисунок7> Давайте же проверим.
Рис. 7 Скриншот слайда с общей информацией о совах
А совы схожи между собой? Они одинаковы?
Предлагаю вашему вниманию видео ролик о совах, и как они живут <Рисунок8>.
Рис. 8 Скриншот слайда с видео роликом о совах
И нам осталось посетить последних представителей. И это аисты. <Рисунок9> Как вы можете увидеть на фотографии «Белые аисты» являются крупными болотными птицами семейства аистовых. Их тело белого цвета и лишь концы крыльев окрашены в чёрный цвет. Как вы думаете, почему у них длинные ноги и клюв?
Так как они болотные птицы, а мы с вами знаем, какие бывают топкие и непроходимые болота, то такие ноги позволяют им легче передвигаться и не утонуть, а клюв помогает найти пищу среди больших зарослей.
Еще есть такой факт, что аисты издают голоса, щелкая клювом. А голоса маленьких птенцов аистов похоже на мяуканье котят.
Рис. 9 Скриншот слайда с общей информацией об аистах
Самец и самка высиживают яйца по очереди днем и ночью <Рисунок10>. Кто высиживает яйца ночью?
Рис. 10 Скриншот слайда с заданием и видео роликом об аистах
Давайте теперь проверим ваши ответы (просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=-_9Tv14oxAo).
Вот наша экскурсия и подошла к концу. И я хочу сделать вам небольшой подарок, раз вы так активно участвовали. Но для начала ответьте на вопрос, раньше аистов считали божественными птицами, потому что они много значили для людей. Они приносили, в прямом смысле этого слово, жизнь. Что они делали?
Верно! Они по легендам приносили детей в семьи, т.е. приносили новую жизнь. И в продолжение данной темы, давйте посмотрим с вами короткометражный мультфильм переменная облачность».
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод о том, что такой формат, как виртуальная экскурсия, является познавательным для учеников и общедоступным для любого учителя. Учитывая современные нововведения, такой формат необходимо развивать в школах, ведь он даёт возможность выйти за рамки обычного образования и замотивировать учеников на дальнейшее обучение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 291 с.
- Ожегов Сергей Иванович [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Версия 10326782, сохран. в 16:02 UTC 4 августа 2008 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2008. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=10326782
- Щуркова Н.Е. Классный час и его характерные особенности/ Н.Е.Щуркова // Классный час – эффективная форма воспитания классного коллектива в системе воспитания школы. – 2016. – С. 5-13.