Прием визуальной поддержки как способ формирования коммуникативных навыков у обучающегося начальной школы с расстройством аутистического спектра

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра РАС


В последние годы число обучающихся с отклонениями в развитии стремительно увеличивается. При этом отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у младших школьников. Синдром аутизма, нередко входит в состав сложного дефекта. Отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития.

По данным современных исследователей различные формы расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются в 4-26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с расстройством аутистического спектра [2, с.77].

И.М.Кондраков под понятием расстройство аутистического спектра понимает, расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения [3, с.10].

РАС у обучающегося младшего школьного возраста проявляется в нарушении контактов, в уходе от реальности в мир собственных переживаний. В настоящее время РАС рассматривается как общее нарушение, искажение психического развития. У обучающихся с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Для них характерны явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, специфическое развитие или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи, проявление агрессии к окружающим.

Исходя из особенностей поведения можно заменить, что у обучающегося с РАС необходимо формировать коммуникативные навыки.

Под понятием коммуникативные навыки Д.Н.Богоявленский понимает, способность человека правильно взаимодействовать с окружающими, то есть, четко, ясно и понятно выражать свои мысли, адекватно и правильно интерпретировать полученную информацию от других [1,с.39].

Формирование коммуникативных навыков у обучающегося с расстройством аутистического спектра возможно через применение визуальной поддержки на уроках. Обучающимся с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях. Также,  обучающимся с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям и педагогам донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.

А.А.Вербицкий понимает процесс визуализации как «процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания» [2, с. 195].

Формы использования приемов визуализации как способ развития коммуникативных навыков у обучающегося с РАС различны. Это могут быть:

  • Визуализация как работа по плану;
  • Работа с иллюстрацией как переход к другому заданию;
  • Работа с иллюстрацией как незаконченным, но ясным и надежно понимаемым планом дальнейшей работы;
  • Выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей;
  • Конструирования плана действий с помощью визуализации;
  • Работа на соотношение схема – действие.

На сегодняшний день появилось много сервисов в интернет ресурах, которые позволяют в достаточно короткие сроки создать собственные электронные образовательные ресурсы с целью визуализации различных этапов урока.

Приведём пример интернет ресурса, на котором возможно самостоятельно создавать визуальную поддержку.

Ментальные карты — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем. Ментальная карта создается с определённой целью и решает конкретную задачу. Один из сервисов, где возможно составление ментальных карт, это MindMeister. Сервис MindMeister – онлайн сервис для создания ментальных карт со всевозможными настройками, включающими в себя не только добавление текста, но и других элементов, таких как изображения, ссылки и видео. Элементы карты можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

Рассмотрим основные правила построения ментальных карт на примере темы «Правила работы в группе», так как включение в групповую работу обучающегося с РАС, одна из эффективных форм развития способности вступать в коммуникацию со сверстниками.

  • Необходимо поместить ключевую идею карты в центр рабочей области и выделите ее цветом. Основная тема, непосредственно связана с объектом внимания, изображаем расходящимися от центрального образа, обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами.

«Рисунок 1. Пример размещения ключевой идеи, 1-го уровня».

  • Нарисовать ветви в стороны от центра. Как правило, это составляющие идеи. Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась. Нужно учитывать то, что для обучающегося с РАС от центрального понятия должно отходить не более 3-х ветвей, т.к. для такого обучающегося  сложно оперировать с большим количеством определений. 

«Рисунок 2. Пример размещения 2-го уровня».

  • На следующем уровне, нарисовать ветви для уже добавленных частей карты. Для обучающегося с РАС количество уровней не должно быть больше 3-х.

«Рисунок 3. Пример размещения 3-го уровня».

Для более эффективного результата,  необходимо каждый уровень подкрепить изображением.

Таким образом, подводя итог хочется отметить, что средства современных информационных технологий существенно повышают качество визуальной поддержки, в свою очередь визуальная поддержка повышает качество формирования коммуникативных навыков у обучающегося с РАС.

Список использованных источников

  • Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская. - М: АПН РСФСР, 2016. - 348 с.
  • Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2015. 207 с.
  • Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К.Гилберт, Т.Питерс. - Москва: Владос, 2015. - 144 с.
  • Кондраков, И.М. Об учете особенностей детей с детским аутизмом в процессе воспитания и обучения // Молодой ученый. – 2017. – 195 с.