Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач любого человека сегодня – уметь ставить цель перед собой, определять задачи и средства, с помощью которых можно достичь поставленную цель. А задача учителя – ещё научить этому детей.
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает учителям метод проектов.
Технология проектирования – это одно из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
- Развитие интереса к предмету;
- Приобретение исследовательского опыта;
- Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
- Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- Получение дополнительных знаний по теме;
- Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Виды проектов:
- Мотивационный
- Планирующий
- Информационно-операционный
- Рефлексно-оценочный
Организация мини-проектов на уроках русского языка
Мне в моей работе помогают мини-проекты, они могут быть как персональными, так и групповыми.
Хочу поделиться своим опытом использования мини-проектов на уроках русского языка в начальных классах.
Актуальность: в рамках анализа результативности учащихся я выявила проблему низкого уровня запоминания теоретического материала по русскому языку, а именно: запоминать правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала.
Основная цель: повысить эффективность уроков русского языка.
Задачи:
- Ознакомить ребят с методикой мини-проектов;
- Организовать работу с классом по разделам русского языка;
- Развивать творческие способности обучающихся с помощью мини-проектов;
- Научить ставить цель, подбирать способы запоминания;
- Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
- Определять необходимый временной срок собственного запоминания;
- Через работу над проектом освоить алгоритм самостоятельной работы;
- Развивать коммуникативные качества, такие как
Ожидаемый результат: способствует повышению навыков самостоятельной работы
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
«Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Считаю важным фактором совместную работу с родителями. Для этого провожу родительские собрания, консультации, на которых знакомлю родителей с особенностями проектной деятельности и их роли в подготовке. Совместная работа помогает сблизиться, установить доверительные отношения, осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребёнка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя-ребёнка-родителя.
При внедрении метода проекта на своих уроках я использую следующие технологии:
- игровые технологии
- технология групповой деятельности
- информационно-коммуникативные технологии
- технология проблемного обучения
Результативность опыта:
Результатом своей деятельности считаю:
- положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, участие в проектной деятельности;
- рост интереса и мотивации обучающихся к предмету «Русский язык», усвоение программного материала;
- повышение самостоятельности выполнения работы;
- способность обучающихся к самоанализу;
- сформированность практических навыков.
В первом классе свою работу я начала с небольших проектов на уроках по обучению грамоте: дети готовили алфавит в картинках «Зоологический алфавит, фруктовый, алфавит игрушек и т.д. Дети готовили мини-книжки: «Звуки», «Загадки о буквах», рисунки.
Во втором – третьем классе продолжила работу по разделу «Фонетика и графика». Творческими продуктами стали: «Письмо другу в картинках», конкурсы «Фонетическая эстафета», «Самые умные». Для запоминания частей речи на уроках русского языка использовала интеллектуальные тренинги, морфологические задачки, написание сказок-загадок «Жизнь сказочного героя», с использованием интересных глаголов, составление кроссворда «Число имен существительных», интеллектуальный тренинг, посвященный имени прилагательному («подбери прилагательное к фразеологизму», продолжи ряд эпитетов и т.д.), работа в группах по теме «Служебные части речи».
По теме «Разделительный ь и ъ знаки» дети создали мини-проекты «Доброта мягкого знака», «Суровость твердого знака». На уроках использовала орфографические задачки, организовала работу в группах по объяснению пословиц по теме и т.д.
Интересной темой для исследования стала работа со словами из словаря. Дети подготовили картотеку словарных слов, выбрали понравившееся слово, нашли о нем информацию из толкового словаря, подобрали стихи, загадки с этим словом, оформили свои работы, иллюстрируя картинками-ассоциациями, например – облАко плАчет, траМвай, шоССе, рАкета, вОкзал и т.д. Целью данного проекта стало: запоминание написания словарных слов, повышение уровня своих знаний о словарных словах русского языка, обогащение словарного запаса.
В третьем классе для запоминания падежей изготовили плакаты, схемы, памятки, провели тренинги по составу слова, а также викторины «Что могут приставки», «Найди лишнее слово», «Суффиксы». Для запоминания видов предложений детям был предложен проект «Королевство предложений». Дети собирали информацию о предложениях, придумывали способ запоминания членов предложения, составляли алгоритм синтаксического разбора предложения, рассказы «Что я знаю о простом и сложном предложении».
Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма.
Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями, осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.