Опыт работы по развитию речи детей 3 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют их развитию.
В.М. Бехтерев

Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.

Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.

Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов. Поэтому необходимо продолжать усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Стараться знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, говоря, рассказывать свои впечатления, мысли, тем самым мы учим детей понимать и высказываться самому.

После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже правильно произносит многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны. Поэтому мною была поставлена приоритетная задача – развитие звуковой стороны речи ребенка:

А) формирование дикции и развитие артикуляционного аппарата ребенка.

Формирование четкой правильной дикции и уточнение правильного произношения звуков начинается с самых простых звуков – это гласные и согласные (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, с, з, ц). И конечно же, очень важно проводить с малышом артикуляционную гимнастику — базовый комплекс и комплекс, направленный на подготовку артикуляционного аппарата ребенка к произнесению свистящих звуков.

Б) ознакомление ребенка с понятием «звук», «слово»(это самое первое ознакомление, чисто практическое, без объяснения терминов).

В) развитие интонационной выразительности речи, речевого дыхании, темпа речи, умения управлять высотой голоса, которые придают речи выразительность, эмоциональность, красоту и индивидуальность. Развитие умения говорить не спеша, менять темп и громкость речи.

Г) развитие умения ребенка слышать в словах отдельные звуки,вслушиваться в звучание слов.

 Моя работа по развитию речи детей велась в 3 этапа:

  1. Диагностический
  2. Подготовительный
  3. Основной

Этапы работы

Особенности этапа

Игровые приемы

диагностический

Наблюдение и анализирование речевого развития детей

Игры в активных зонах группы, на прогулке.

подготовительный

Установление доверительных отношений, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Также работа была направлена и на развитие общих речевых навыков: развитие правильного дыхания, мелкой и общей моторики, развитие чувства ритма, развитие понимания речи, развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Дуть в дудочки, язычки, вертушки.

  • «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля- сделать вдох носом и подуть);
  • «Подуй...» (в тазике с водой легкий шарик, бумажный кораблик;
  • «Сдуй…» (на ладони ватка, перышко, снежика или листочек из бумаги);

Игры с массажными мячами;

Перебирание крупы, сматывание ниток в клубок;

Слушание песен с выполнением движений;

Хлопание в ладоши (задается определенный ритм и темп, который потом повторяет ребенок);

«Доскажи словечко»:

  • Зайку бросила хозяйка под дождем остался (зайка)
  • Уронили мишку на пол, оторвали мишке (лапу)
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку (мячик)

основной

  • - доступность материала;
  • - восприятие материала ребенком;
  • - наглядность;
  • - образность;
  • - поэтапное выполнение действий и упражнений;
  • - строгая дозировка материала;
  • - индивидуальность в подаче материала;
  • - качество выполнения действий, а не их количество;
  • - ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);
  • - запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям);
  • - использование элементов биоэнергопластики только в случае овладениями детьми движений кистей и пальцев рук.

Начинаем со знакомых игр, например, «Доскажи словечко», где ребенок не только говорит, но и показывает руками.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладошек «Малютка-карандашик», с использованием шишек и грецких орехов, с прищепками «Котенок-малыш»;

Пальчиковые кинезиологические упражнения «Кулак - ладонь-ребро», «Ухо-нос», «горизонтальная восьмерка», «Колечко»;

Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку);

Театр в руке «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка».

Аква - гимнастика для пальчиков и рук: игра «Медуза», «Морская звезда», «Рыбка».

Упражнения биоэнергопластики- это артикуляционная гимнастика одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (для детей 3 лет – это тренировка мышц языка, нижней челюсти, губных мышц. Овладение данными упражнениями происходит поэтапно:

  • на первом этапе дети разучивают артикуляционные упражнения. Вспоминают старые или знакомятся с новыми, в зависимости от конкретной сказки.
  • на втором этапе разучивают движения рук.
  • на третьем этапе происходит слияние артикуляционных движений с движениями рук. Он является более трудоемким, чем первые два, и требует от детей сосредоточенности и внимания.

Этапы работы

Игровые приемы:

Время проведения:

диагностический

Игры в активных зонах группы, на прогулке,

 

В течение дня: в раздевалке общение с родителями, в играх с другими детьми в активных зонах группы, на занятиях, на прогулке.

подготовительный

Дуть в дудочки, язычки, вертушки, упражнение «Подуй...», «Сдуй…»

Заниматься лучше с ребенком до завтрака (обеда) или после ужина, эта зарядка займет не более 5-10 минут (а больше и не нужно, чтобы при излишнем старании не случилось головокружения).

 Игры с массажными мячами, слушание песен с выполнением движений.

Во время режимных моментов: утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия.

 

Перебирание крупы, сматывание ниток в клубок

Во время организованной образовательной деятельности.

Хлопанье в ладоши (задается определенный ритм и темп, который потом повторяет ребенок)
«Доскажи словечко».

Использование между режимными моментами.

основной

Пальчиковая гимнастика,
самомассаж ладошек

Успешно проводился как индивидуально, так и с группой детей ежедневно. Перед занятиями в сочетании с сюрпризными игровыми моментами, как веселые эмоциональные непринужденные минутки отдыха, релаксациооные паузы, во время непосредственной образовательной деятельности.

Элементы кинезиологических упражнений.

При выполнении с детьми пальчиковых гимнастик, во время физминуток. Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения.

Игры с песком, аквагимнастика

Во время прогулки, вечером- организованный игровой момент.

Театр в руке

Проведение в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, а также во время досуга.

Упражнения биоэнергопластики

Важно учитывать: не следует выполнять гимнастику сразу же после еды. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, это обеспечивает оптимально удобное положение. Все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе. Применения упражнений на занятиях.

На сегодняшний день очень много материала, которые. Разнообразное и систематическое проведение занятий способствуют эффективному речевому развитию ребенка, позволяет избежать видимых нарушений в развитии речи.

Можно много заниматься развитием речи, и не иметь результата. А можно сделать всё грамотно, разумно, и получить отличный результат гораздо меньшими усилиями!