Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют их развитию.
В.М. Бехтерев
Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.
Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.
Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов. Поэтому необходимо продолжать усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Стараться знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, говоря, рассказывать свои впечатления, мысли, тем самым мы учим детей понимать и высказываться самому.
После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже правильно произносит многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны. Поэтому мною была поставлена приоритетная задача – развитие звуковой стороны речи ребенка:
А) формирование дикции и развитие артикуляционного аппарата ребенка.
Формирование четкой правильной дикции и уточнение правильного произношения звуков начинается с самых простых звуков – это гласные и согласные (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, с, з, ц). И конечно же, очень важно проводить с малышом артикуляционную гимнастику — базовый комплекс и комплекс, направленный на подготовку артикуляционного аппарата ребенка к произнесению свистящих звуков.
Б) ознакомление ребенка с понятием «звук», «слово»(это самое первое ознакомление, чисто практическое, без объяснения терминов).
В) развитие интонационной выразительности речи, речевого дыхании, темпа речи, умения управлять высотой голоса, которые придают речи выразительность, эмоциональность, красоту и индивидуальность. Развитие умения говорить не спеша, менять темп и громкость речи.
Г) развитие умения ребенка слышать в словах отдельные звуки,вслушиваться в звучание слов.
Моя работа по развитию речи детей велась в 3 этапа:
- Диагностический
- Подготовительный
- Основной
Этапы работы |
Особенности этапа |
Игровые приемы |
диагностический |
Наблюдение и анализирование речевого развития детей |
Игры в активных зонах группы, на прогулке. |
подготовительный |
Установление доверительных отношений, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Также работа была направлена и на развитие общих речевых навыков: развитие правильного дыхания, мелкой и общей моторики, развитие чувства ритма, развитие понимания речи, развитие слухового внимания и фонематического слуха. |
Дуть в дудочки, язычки, вертушки.
Игры с массажными мячами; Перебирание крупы, сматывание ниток в клубок; Слушание песен с выполнением движений; Хлопание в ладоши (задается определенный ритм и темп, который потом повторяет ребенок); «Доскажи словечко»:
|
основной |
|
Начинаем со знакомых игр, например, «Доскажи словечко», где ребенок не только говорит, но и показывает руками. Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладошек «Малютка-карандашик», с использованием шишек и грецких орехов, с прищепками «Котенок-малыш»; Пальчиковые кинезиологические упражнения «Кулак - ладонь-ребро», «Ухо-нос», «горизонтальная восьмерка», «Колечко»; Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку); Театр в руке «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка». Аква - гимнастика для пальчиков и рук: игра «Медуза», «Морская звезда», «Рыбка».
|
Этапы работы |
Игровые приемы: |
Время проведения: |
диагностический |
Игры в активных зонах группы, на прогулке, |
В течение дня: в раздевалке общение с родителями, в играх с другими детьми в активных зонах группы, на занятиях, на прогулке. |
подготовительный |
Дуть в дудочки, язычки, вертушки, упражнение «Подуй...», «Сдуй…» |
Заниматься лучше с ребенком до завтрака (обеда) или после ужина, эта зарядка займет не более 5-10 минут (а больше и не нужно, чтобы при излишнем старании не случилось головокружения). |
Игры с массажными мячами, слушание песен с выполнением движений. |
Во время режимных моментов: утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия.
|
|
Перебирание крупы, сматывание ниток в клубок |
Во время организованной образовательной деятельности. |
|
Хлопанье в ладоши (задается определенный ритм и темп, который потом повторяет ребенок) |
Использование между режимными моментами. |
|
основной |
Пальчиковая гимнастика, |
Успешно проводился как индивидуально, так и с группой детей ежедневно. Перед занятиями в сочетании с сюрпризными игровыми моментами, как веселые эмоциональные непринужденные минутки отдыха, релаксациооные паузы, во время непосредственной образовательной деятельности. |
Элементы кинезиологических упражнений. |
При выполнении с детьми пальчиковых гимнастик, во время физминуток. Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения. |
|
Игры с песком, аквагимнастика |
Во время прогулки, вечером- организованный игровой момент. |
|
Театр в руке |
Проведение в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, а также во время досуга. |
|
Упражнения биоэнергопластики |
Важно учитывать: не следует выполнять гимнастику сразу же после еды. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, это обеспечивает оптимально удобное положение. Все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе. Применения упражнений на занятиях. |
На сегодняшний день очень много материала, которые. Разнообразное и систематическое проведение занятий способствуют эффективному речевому развитию ребенка, позволяет избежать видимых нарушений в развитии речи.
Можно много заниматься развитием речи, и не иметь результата. А можно сделать всё грамотно, разумно, и получить отличный результат гораздо меньшими усилиями!