Цель: познакомить учащихся с образами детских игр и забав.
Межпредметные связи: история, литература, музыка, ИЗО.
Тип урока: комбинированный.
Программные задачи:
образовательные:
- обогатить представления учащихся о мире игрушек, показать их значимость в жизни ребёнка;
- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки;
- формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
развивающие:
- формирование эстетических чувств к окружающему миру;
- углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки;
- развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов;
- развивать творческие способности у учащихся.
в) воспитательные:
- воспитание чуткости, заботы и бережного отношения через образ игрушки к окружающим людям, близким и друзьям;
- воспитывать интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Видеоотрывок из к/ф «Приключение Электроника» «Песня игрушек».
- Посмотрите отрывок из к/ф и определите тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке
2.Введение в тему
- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где их изготовили?
- А вот игрушки, которые вы видите на доске, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
- Сейчас большой выбор в магазинах игрушек на любой вкус и интерес. А в старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…
Вопрос: «Во что играют девочки?»… «А мальчики?»…
Посмотрим, в какие игрушки предлагает нам поиграть и познакомиться с ними П.И.Чайковский в своём фортепианном цикле «Детский альбом».
Слушание «Марш деревянных солдатиков».
Разбор музыки, представление шкатулки с солдатиками, где всё по-настоящему.
Вопрос: «Солдатики какие?». Ответы ребят. (Смелые, решительные, стремятся быть храбрыми и отважными героями). Отмечаем использование жанра «марш», определяем 3-х частную форму.
Эти игрушки ближе к мальчикам. А теперь давайте и девочкам предложим поиграть с новой куклой.
Слушание «Новая кукла» П.Чайковского.
Ребята сразу отмечают изящество, красоту, горделивость, грациозность, нежность, кокетливость новой игрушки на вопрос: «Какая кукла?» Но и про старую куклу нельзя забывать. Такие игрушки нам тоже очень дороги, как память о прошлом, о событиях.
Делаем вывод: игрушка – друг, предмет заботы и внимания. И это имеет ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
3. Открытие новых знаний
Там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, самые знаменитые Дымковские.
- Вот о них-то мы и поговорим с вами на сегодняшнем уроке.
- Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Возле речки Вятки есть один посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый,
Мужики там с древне печи мастерили,
На забаву деткам петушков лепили.
Слобода та в дымке по утру купалась.
И за это Дымковской с стари называлась.
- Давайте узнаем, чем знаменито Дымково.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Повёдём сейчас рассказ.- В слободе Дымковской любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
- Вначале были свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы.
В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался «свистопляской» или «свистуньей». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех – у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Весёлые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись свистулек соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них, и в памяти оживал яркий, шумный праздник.
- Ребята, какое настроение вызывают у вас эти игрушки? (Весёлое, радостное)
- Почему весёлое, радостное? (Игрушки яркие, нарядные)
- Давайте присмотримся к дымковским игрушкам. Какого цвета в них больше? (Белого).
- В дымковских игрушках преобладает белый цвет. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведённым на молоке, и ставят на сквозняк. Молоко быстро скисает, и на поверхности изделия образуется плёнка, которая закрепляет мел. Красная глиняная игрушка превращается в ослепительно белую и теперь готова для росписи.
4. Динамическая пауза
Мы хорошо знакомы с пьесами из фортепианных альбомов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Детские образы создавали не только П.Чайковский и С.Прокофьев но и великий русский композитор 19 века М.П.Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
Сегодня в нашей детской прозвучит песня М.Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”.
В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню. Давайте и мы представим куклу в руках и постараемся укачать её. Послушайте внимательно песню и ответьте на вопрос - удалось ли вам её укачать.
Слушание песни «С куклой» М.Мусоргского.
Учитель: Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?
Дети: Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.
Учитель: Кому подражает девочка?
Дети: Своей маме, няне.
Учитель: Сразу ли “засыпает” Тяпа?
Дети: Нет, она не слушается.
Учитель: Что тогда делает девочка?
Дети: Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”
Учитель: При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?
Дети: Нет.
Учитель: Как ведет себя девочка?
Дети: Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.
Учитель: Как звучит в этот момент музыка?
Дети: Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.
Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?
Дети: Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.
Учитель: Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М.Мусоргский.
5. Применение нового знания на основе уже полученных
Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек – «кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков, и диковинных оленей, а также сказочные и бытовые сюжетные сценки.
- Ребята, давайте внимательно приглядимся к узорам дымковских мастеров. Какие элементы они используют?
- Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл!
- Круг – означает солнце;
- Волнистые линии – воду;
- Пересечение прямых линий – землю.
- Какие цвета используют дымковские мастера для росписи?
(В росписи используют краски яркие-яркие: золотисто-жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, оранжевый, фиолетовый белый в фоне и чёрный цвета. На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает с другим. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.)
Целью нашей дальнейшей работы будет: выполнить рисунок дымковской игрушки.
6. Практическая работа
Во время практической работы работаю с детьми как фронтально, так и индивидуально. Показываю и справляю ошибки по мере выполнения работы.
На каждой парте лежат по 2 конверта. Давайте посмотрим, что в них. А сейчас, ребята, вы, как настоящие мастера, будете расписывать дымковские игрушки из бумаги. Прежде чем вы приступите к работе, послушайте меня внимательно, я объясню последовательность её выполнения.
- Для начала вам потребуется обвести шаблон вашей игрушки.
- Затем мы прорисовываете все элементы(одежду, узоры)
- Далее продумайте цвета, которые вы возьмёте для росписи. Чем богаче цветовая палитра, тем наряднее, праздничнее ваша игрушка.
- Давайте распишем её каждый так, чтобы она заискрилась, засверкала в наших руках и создала в классе ощущение радости и веселья.
- Приступаем к работе. А чтобы вам было веселее, для вас девочки исполнят песню «Куклы неваляшки».
Двое учащихся выполняют работу на интерактивной доске.
7. Рефлексия
Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
У вас у каждого в конверте еще лежат по одному чистому листочку. Вам нужно будет сейчас его достать и гуашью нарисовать круг.
- Например:
- Красный цвет будет означать – у меня всё получилось, я доволен.
- Синий цвет – не всё задуманное получилось.
- Жёлтый цвет – мне мало что удалось, я не доволен результатом.