Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»

Разделы: География, Профессия — педагог, Конкурс «Цифровой класс»

Класс: 8

Ключевые слова: география, коммуникативная компетенция


Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом, как одной из форм развития коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом при формировании коммуникативных компетенций обучающихся;
  • отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.

Оборудование:

  • слайды презентации,
  • учебник Природа России 8 класс
  • буклеты, бланки рефлексии
  • памятки по ГП России

Ход мастер-класса

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.

Что представляет собой этот термин?

Коммуникации — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

К навыкам коммуникативной компетенции относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей.

Признаки коммуникативного человека

1 - Они креативны

Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.

2 - Они наблюдательны

Согласно теории разума, они способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.

3 - Они организованы

Способны привести свои мысли в порядок, прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают.

4 - Учатся у профессионалов

Они концентрируют внимание на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы.

5 - Они уважают других

Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.

6 - Имеют высокую личную эффективность

Они воспринимают препятствие как вызов.

7 - Обладают эмоциональным интеллектом

Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.

8 - Они не боятся делать ошибки

Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.

9 - Практика, практика и еще раз практика

Есть люди, которые, кажется, имеют сверхъестественную способность к общению. Тем не менее, этот потенциал будет потрачен впустую, если не тренировать коммуникативные навыки. Немного упражнений никогда не помешает.

Школа – стартовое место для развития коммуникативной компетенции Среднее образование является фундаментом, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А.Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. 

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.

Практика показывает, обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ключевой единицей в школьном обучении становится текст. Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный становится объектом пристального внимания на каждом уроке.

Поэтому организация работы ученика с текстом учебника и текстом раздаточного материала является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.

С помощью работы с текстом школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами, и как следствие будет формировать их коммуникативные компетенции.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые коллеги, сейчас перейдём к практике. Нам предстоит подробнее познакомиться с одним из приёмов организации работы с учебным текстом, который направлен на развитие, формирование коммуникативных компетенций обучающихся. (приглашаются ученики 8 класса)

«Логическая цепочка» - упражнение, которое можно применять как при изучении нового материала (в сильных классах), так и при повторении, закреплении той или иной темы. Учитель говорит первое предложение. Любой ученик продолжает и начинает свою фразу с последних слов учителя или впоследствии ученика. Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Если «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала, то учитель должен выступать как связующее звено.

Пример:

«Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП.

ЭГП Индии удобно, т.к она омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешнеэкономических связей со многими странами. Страны-соседи Индии являются…и т.д.

Работа в группах: группа обучающихся 8 класса и группа учителей-предметников.

На столах: учебники 8 класса Природа России, памятки «Географическое положение России

Учитель объявляет тему занятия «Географическое положение России», просит открыть п.1 и в течение 10 минут предлагает группам работу с текстом параграфа. (можно воспользоваться памятками ГП и раздаточным материалом «Самое-самое..»)

Учитель называет первое предложение: «Тема нашего занятия «Географическое положение России». Продолжите…. Охарактеризовать ГП России предоставляется группе учеников…., группе учителей.

Характеристика выступлений групп. «+», «-».

Давайте воспользуемся ещё одним приёмом: Создание синквейна

Это творческая форма рефлексии. Спо­собность резюмировать информацию, изла­гать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

На слайде:

В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3-4 слова), 5 существительное (1 слово)

Например: География, 6 класс. Тема «Ветер». Используя предложенную картинку, составьте синквейн по заданным правилам.


Предполагаемый ответ.
1.Ветер
2.Сильный, штормовой
3.Дует, срывает, пугает
4. Образуется из-за разницы в давлении
5. Стихия

А нам необходимо подвести маленький итог теме нашего занятия в форме синквейна:

  1. Страна
  2. Северная, обширная
  3. Развивается, дружит, осваивается
  4. Имеет «плюсы» и «минусы» ГП
  5. Родина
  1. ГП
  2. Выгодное, невыгодное
  3. Обеспечивает, позволяет
  4. Положение относительно других объектов
  5. Местоположение

РЕФЛЕКСИЯ (раздаточный материал)

Уважаемые коллеги и ребята! Прошу вас оценить качество проведения данного мастер-класса. Удовлетворены ли вы

а) общей организацией мастер – класса (отлично – хорошо - удовлетворительно)

б) степенью новизны увиденного (услышанного) на мастер – классе (отлично – хорошо - удовлетворительно)

в) качеством содержания и степенью полезности материала (отлично – хорошо - удовлетворительно)

г) что особенно понравилось (буду использовать в своей работе)

д) вопросы (предложения, рекомендации, пожелания).

Школьников уходят.

Заключение

Важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

При обучении коммуникативным компетенциям мы сами должны быть хорошими коммуникаторами. Невозможно эффективно передать эти знания, не являясь подходящим образцом для подражания.

Приложение 1

Памятка (ГП России 8-9 класс)

  1. Положение на материке, части света, граница между ними
  2. Океаны и моря, омывающие территорию России
  3. Страны-соседи
  4. Наименьшие и наибольшие протяженности границ
  5. Крайние точки
  6. Самое-самое… (объекты ГП)

Приложение 2

РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые коллеги и ребята!

Прошу вас оценить качество проведения данного мастер-класса.

Критерии

Оценка (3, 4, 5), предложения

1

общая организация мастер-класса

 

2

степенью новизны увиденного (услышанного) на мастер-классе

 

3

качество содержания и степень полезности материала

 

4

что особенно понравилось (буду использовать в своей работе)

 

5

вопросы (предложения, рекомендации, пожелания)