Урок 49
Тип: изучение нового материала, развитие речи.
Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ», совершенствовать технику чтения, развивать логическое мышление, память, речь, учить детей делить текст на смысловые части, озаглавливать их, читать по ролям, расширять литературный кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родной природе.
Планируемые результаты.
- Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий, составлять план рассказа, пересказывать подробно по плану, сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
- Метапредметные: учить формулировать собственное мнение и позицию, выделять важную и ценную информацию, участвовать в обсуждении, оформлять свои мысли в устной речи, строить понятные высказывания, слушать и понимать других, формировать коммуникативные навыки работы в группе.
- Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать положительное отношение к учёбе, самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок,
Чтобы много – много знать,
Книги надо нам читать
2. Речевая разминка
(слайд 1)
Если ежик не пьет молоко,
Значит, где то в лесу далеко,
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте с сердитой интонацией.(еще: весело, с удивлением, сожалением)
- Прочитайте выразительно.
1 этап: Работа с текстом до чтения
3. Проверка домашнего задания
Пересказ текста «Ребята и утята» от имени ребят.
4. Актуализация знаний
(слайд 3)
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? (Ответы детей)
- Кто он может быть по профессии? (Ответы детей)
- Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.
- Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших)
- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)
- В раздел включено и произведения Е.Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Е. Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)
Вывешиваю на доске предположения:
- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
Вывешиваю на доске предположения:
- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свое произведение. (Страшный рассказ)
- Предположите, о чем будет это произведение. (Ответы детей записываю на доске)
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению (слайд 4 или стр.137 учебника)
- Что на ней изображено (Ежик лакает молоко)
- Можете предположить, о каком животном пойдет речь? (О еже)
Вывешиваю на доске предположения:
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих слов? (Ответы детей)
Антиципация чтения «Стратегия ключевых слов»
На слайде 5 или доске появляются слова:
- Шура и Петя остались одни
- У самого леса
- Ни папы, ни мамы
- Темно
- Не страшно, не боялся
- Кто-то топает
- Закрылись с головой
- Прижались друг к другу
- Пришли родители
- Зажгли
- Ежик
- Кто будет героем произведения? (Ответы детей)
- Работая в группах, обсудите, предположите, как могут разворачиваться события. (Ответы детей)
- А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение - это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.
2 этап: Работа с текстом во время чтения
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама до слов «шлеп…, шлеп… топ топ…» (стр. 136), далее три хорошо читающих ученика до слов «забрался в дом» (стр. 137) и самостоятельное чтение детьми про себя стр. 138.
5. Закрепление изученного материала
«Чтение вслух с остановками». Перечитывание текста
(После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)
- Почему мальчики остались одни? (Родители ушли)
- Для чего автор описывает место, где происходит событие? (Чтобы мы лучше могли представит состояние мальчиков)
- Сколько лет было мальчикам? Большие или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Большие. Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
- Кто по стене может ползать? (Ответы детей)
- Как вы думаете, дети сразу уснули? (Нет. Да)
- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братиком или сестренкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривали)
- Прочитайте разговор мальчиков. (Читают диалог)
- О чем говорили мальчики? (О страхе)
- На самом деле им было страшно? (Ответы детей)
- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
Словарная работа идет по ходу чтения.
- Что такое сени? (слайд 6 – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенском доме)
- Как бы вы повели себя на месте мальчиков (Ответы детей)
- Как повели мальчики? Прочитайте. (Как бросится Петя к Шуре на кровать!..)
- Почему мальчики спрятались? (Ответы детей.)
- Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.
- Какой вопрос хочется задать автору? (Кто напугал мальчиков?)
- Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
- Кто испугал мальчиков? (Ежик)
- Кто из вас видел ежа? (слайд 7)
- Что вы знаете о ежах? (Ответы детей)
- Чем полезны ежи? (Ответы детей)
- А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.
1. Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. |
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. |
3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем. |
- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой. (Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет.. Да это ежик!)
- Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты (слайд 8)
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение (Радость, облегчение)
- Для чего ежик забрался в дом? (Ответы детей)
- Где настоящий дом ежа? (В лесу)
- Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему? (Ответы детей)
- Почему еж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? (Стали искать неизвестного гостя)
- Стали ли они смеяться над ними? Почему? (Ответы детей)
- Как бы вы поступили с ежом? (Ответы детей)
- Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики. (Закатали в шапку и унесли в чулан. Дали молока и кусок мяса)
- Какое непонятное слово встретилось? (чулан)
Чулан (слайд 9) - помещение в доме, служащее кладовой.
- Как вел себя ежик, когда его искали? Почему? (Ответы детей)
- Почему еж свернулся шариком? (Ответы детей)
- Замените выражение «свернулся в углу шариком» (слайд 10) близким по значению. (Свернулся в клубочек)
- Почему его уже потом никто не боялся (Ответы детей)
- Почему еж остался жить с ребятами на даче? (Потому что ребята унесли в чулан и кормили его)
-Что подтвердилось из наших предположений? В чем мы не правы? (Ответы детей)
3 этап: Работа с текстом после прочтения
Концептуальная беседа по тексту.
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите? (это произведение называется «Страшный рассказ». Рассказ, потому что описывается реальное событие, нет волшебства)
- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрые, не показывают страх.)
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?
– Перечитайте их диалог. Этот самый напряженный момент в рассказе попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим (слайд 11)
Тон - спокойный или взволнованный
Темп - быстрый или медленный, или не спеша
Громкость – тихо или громко.
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям? (Он им сочувствует. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. Их можно считать смелыми ребятами)
Что такое смелость? (Не боится страха)
- Давайте посмотрим в словаре лексическое значение «Смелость». (Смелость – это способность перебороть страх)
- Что хотел донести до нас? (Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой)
- В чем главная мысль: (Человек боится того, чего не видит и чего не понимает. У страха глаза велики)
- Чему учит нас этот рассказ? (Уважать, беречь животных. Не нужно брать диких животных домой. Ведь их дом – это лес. Каждый счастлив только у себя дома. Изучать повадки животных, чтобы их не бояться. Быть дружными, готовыми прийти на помощь в трудную минуту, поддержать товарища)
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу и оцените свои успехи на уроке, поднимите нужный кружок:
- Зеленый – я много узнал, получилось отлично;
- Жёлтый – я много узнал, получилось хорошо;
- Красный – я много узнал, не все задания выполнил так, как хотел.
Мне тоже понравилось, как вы работали.
7. Итог урока. Синквейн
Кто?
Ёжик
Какой?
Круглый, колючий.
Что делает?
Пыхтит, шуршит, топает.
Предложение
Ёжик охотится по ночам.
Слово - синоним
Хищник
8. Домашняя работа
Стр. 136-138, выразительное чтение, пересказ от лица мальчиков.
По желанию:
- найти и выучить загадку про ежа;
- составить 2-3 вопроса по тексту.