Воспитание человека – длительный и сложный процесс. Но без духовного обновления невозможно добиться никаких преобразований, нельзя достичь никаких высот. Поэтому сегодня перед обществом особенно остро стоят проблемы памяти и нравственности.
Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё то, чем мы сейчас владеем и гордимся. Для этого молодое поколение необходимо приобщать к пониманию истории своего родного края, его природного своеобразия, традиций и культуры. Пока не изменится отношение человека к своей малой родине, мы не сможем жить в мире и гармонии.
Школа первой ступени – это начальный этап, где происходит становление познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к миру, который их окружает. Ученики начальной школы активные, любопытные и очень любознательные. Краеведческая деятельность, где дети вступают в контакт с окружающим их миром и даёт возможность им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира и формирует образ Родины. Первостепенной задачей воспитания современного человека является воспитание гражданственности и патриотизма, это лежит в основе жизнеспособности любого общества, преемственности поколений.
Краеведение - это изучение части страны, города или посёлка с местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру место проживания.
Основной метод изучения краеведения - это сбор информации, предметов, материальной культуры, образцов полезных ископаемых и других данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии.
Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием современных научных методов исследования.
Современное краеведение очень тесно связано со школьными предметами. Это русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Важную роль для изучения родного края имеют предметы искусства. Изучение краеведения позволяет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи:
- показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить детей в активное познание «малой Родины»;
- воспитывать в детях духовную нравственность, любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;
- воспитывать бережное отношение к памятникам истории, культуре края;
- знакомство с традициями народов проживающих в нашем крае.
Учителя начальных классов часто сталкиваются с трудностями при использовании краеведческих данных. Это поиски необходимых материалов, которые нужны для проведения урока или внеурочной деятельности. В нашей школе уже много лет существует школьный краеведческий музей, в котором собран богатейший материал о нашем городе. Экспонаты этого музея используют многие учителя нашей школы в своей работе.
На уроках литературного чтения, знакомясь с творчеством И.А. Крылова, были изучены музейные материалы, которые дали возможность узнать, что на рубеже 18-19 веков в селе Зубриловка Балашовского уезда была построена загородная усадьба князя С.Ф. Голицина - флигель адьютанта императрицы Екатерины II. В Зубриловке не раз бывали поэты Г.Р. Державин, М.Ю. Лермонтов. Иван Андреевич Крылов в 1797 году работал в усадьбе секретарём С.Ф. Голицина и обучал детей языку и словесности. Там он написал басню «Свинья под дубом». В усадьбе долго хранили память о великом баснописце.
В начале двадцатых годов XX столетия в Балашове побывал Борис Пастернак.
В 1943 году в Балашове вместе с отцом побывал Расул Гамзатов. В госпитале №1687 находился Магомед Гамзатов. Родственники не застали Магомеда в живых, он умер от ран. Дети в начальной школе уже знакомятся с творчеством известного человека в нашем городе. Это Пётр Фёдорович Лебедев, который был членом Союза писателей России и своё творчество посвятил собиранию и изучению произведений русского народного творчества, бывших фронтовиков.
Краеведческая литература даёт возможность на уроках математики составить задачи и примеры, связанные с окружающей действительностью, которые дают возможность детям расширить свой кругозор и использовать в различных жизненных ситуациях.
Текстовые задачи:
- Город Балашов образован в 1870 году. Сколько е исполнится городу в 2019 году? В каком году город отметит своё трёхсотлетие?
- В XIX в число жителей было 2104 человека, в конце XX в. их количество достигло 97 000. На сколько увеличилось количество жителей в XX веке?
- Длина реки Хопёр – 1008 км. По территории Балашовского района имеет протяжённость 150 км. Какова длина реки за границами Балашовского района?
Величины.
- Колокольня Свято – Троицкого собора была высотой 19 метров. Выразите высоту в дм.
- Вода в реке Хопёр во время весеннего паводка поднялась на 270 см. Выразите высоту подъёма воды в метрах и дециметрах.
- В апреле вода в реке Хопёр поднялась на 3 м 70 см. Выразите высоту подъёма воды в реке в сантиметрах.
Учащиеся начальной школы часто выходят на экскурсии, где они учатся видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к миру природы.
Конкретные темы тесно связаны с программным материалом. Ребята узнают интересные сведения о деревьях, например, почему некоторые деревья цветут раньше, чем выпускают листочки. Дети узнают, что липа цветёт самой последней из всех деревьев нашей местности, а её цвет является лекарственным сырьём. По клёну можно узнать будет ли дождь, когда настанет зима – показывает вишня. Народная примета гласит: зима настанет, когда вишня сбросит весь лист. Дуб показывает, когда закончатся весенние заморозки. По берёзе крестьяне определяют сроки посадки картофеля. Ребята узнают, что страна богата лесами и занимает первое место в мире, по их количеству, что нужно ценить и беречь данное богатство, разумно им распоряжаться. Ведь лес является домом для птиц, животных и насекомых. Лес – это «лёгкие» планеты.
Ребята знакомятся с лекарственными растениями нашей местности – это чабрец, ромашка, бессмертник, крапива, подорожник, душица, мать - и - мачеха, тысячелистник и многие другие. Ребята узнают как правильно собирать травы: не рвать с корнем, не уничтожать на полянке растения одного вида, не вытаптывать растения. Узнают о растениях, занесённых в « Красную книгу» Саратовской области. Очень редкие растения находятся под угрозой уничтожения, например венерин башмачок (русская орхидея), русская, любка двулистная, вечерница, левкой душистый. Уже внесены в список охраняемых растений – валериана, пролеска сибирская, хохлатка Галлера, ландыш майский, кувшинка белая.
На экскурсии ребята учатся наблюдать за насекомыми, слушают голоса птиц. Ученики узнают о жизни зайцев, лис, лосей, кабанов. Интерес вызывает жизнь бобров. Узнают о дрофе и древнейшем животном нашей местности – выхухоли, которые проживают в пойме реки Хопёр.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность знакомства с народными промыслами. Важно обеспечить эмоциональную связь внутреннего мира ребёнка с произведениями мастеров. Достигнуть этого можно включением в урок или внеурочную деятельность образцов народного творчества. Народное искусство – одно из средств эстетического воспитания учащихся. Детям очень интересно знакомится с народными промыслами, которые были развиты в Балашове.
Крестьяне занимались корзиноплетением. Искусные мастера жили в селе Репное, где это ремесло передавалось от поколения к поколению. До сих пор в селе есть умельцы по изготовлению корзин и плетёной мебели.
Мужчины плели сети. Освоили плетение сети вентерь, для ловли рыбы на мелководье. Её плели из пеньковой бечевы, скрученной из 24 ниток. Пеньку для бечевы получали из конопли, которая росла в больших количествах в огородах.
Развивался и гончарный промысел. Возле села Большой Карай, было найдено месторождение гончарной глины. Местные жители обучались гончарному ремеслу, изготавливали и продавали горшки, жаровни и предметы быта.
Женщины занимались вышивкой. Вышивка играла большую роль в украшении народной одежды и бытовых украшениях. Женские и мужские рубахи часто вышивали красным крестом. Этот цвет считался оберегом, отпугивал нечистую силу. Красный цвет – цвет солнца и огня. Расшитые полотенца, скатерти, покрывала, становились произведениями искусства.
В Балашове при Покровском монастыре существовала мастерская белошвеек. Монахини учили девушек вышивать гладью, крестом, шитью «белым по белому», обучали ткацкому мастерству шерстяных и бумажных тканей, выделке всевозможных ковров, скатертей.
Краеведческий материал гармонично встраивается в структуру уроков, но из-за нехватки времени приходится ограничиться краткой информацией. Внеурочная деятельность даёт возможность ближе познакомиться со значимостью наследия родного края в своей жизни, а также в жизни близких людей, в общей судьбе народов России, учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Проектная деятельность учит ребят самостоятельно добывать знания, собирать информацию, делать умозаключения, выдвигать предположения и гипотезы. Дети с проблемами в учебной деятельности, легче раскрывают свои способности, повышают свою самооценку. Они становятся более успешными, выполняют посильные задания, повышается мотивация и к учебной деятельности.
Работая в группах, дети увлечённо делятся добытыми знаниями, дополняют друг друга, приносят и обмениваются найденными материалами. Включаются в работу и родители. Совместная работа сплачивает и детский коллектив.
Наши обучающиеся приняли участие в проектах, которые темно связаны с уроками окружающего мира: «Река Хопёр и её обитатели», «Красная книга Балашовского района», «Мои родственники и Великая Отечественная война», «Наши семейные реликвии».
Презентация выполненных детьми проектов состоялась на III региональной научно-практической конференции школьников «К новым горизонтам науки», где ребята получили дипломы за работы: «История улиц города Балашова», «Храм Покрова Пресвятой Богородицы».
Опыт использования краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
- изучение своего родного края воспитывает у учащихся любовь к своей малой родине, способствует их воспитанию в духе патриотизма;
- происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой, раскрываются их личностные качества;
- уроки, проводимые с использованием местного краеведческого материала, проходят интереснее, живее, повышает активность у учащихся, программный материал усваивается лучше и прочнее.