Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
У детей с интеллектуальным нарушением в тесной связи находится глубокое недоразвитие речи. У меня 4 класс в классе 10 человек. При работе с детьми мною было замечено, что заучивая стихотворений, вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Ребятам тяжело составить предложения, пересказать текст. Ученики с трудом выстраивают красивые и полные предложения. И тогда я задумалась, как помочь детям?
Известно, что совершенствование мелкой моторики играет не последнюю роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей. На основе развития тактильных ощущений формируется творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. На мой взгляд это очень интересно, доступно и приносит хорошие плоды. Поэтому свой выбор я остановила на тактильных дощечках.
Всю свою работу я разбила на три этапа:
1. На первом этапе, целью которого было познакомить детей с дощечками, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, использовала такие приёмы, как
- Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
- Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
- Нахождение дощечки по описанию
- Описание заданной дощечки.
На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.
2. Второй этап моей работы имел цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я давала детям задания:
- Найди такую же дощечку
- Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
- Найди дощечку, похожую на котика
- Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
- Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
- Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную
- Разложи дощечки по сюжету.
3. На третьем этапе работы учила детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просила давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь использовала такие приёмы, как:
- Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т.е. по ходу рассказа дети выкладывали друг за другом дощечки.
- Составляли «неподвижные» и «подвижные» рассказы.
- Следующий приём: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам
- Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по«тактильным дощечкам».
- И, наконец, просила детей составить рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».
Тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, в результате правильно выстроенных этапов у учеников обогатился словарный запас.
В результате:
- у детей увеличился объем знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов, поговорок, пословиц, потешек;
- активизировался словарный запас;
- многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.