Реализация программы по адаптивной физической культуре и спорту у детей с ДЦП в образовательном учреждении

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: физическое воспитание детей, физическое здоровье, дети с ДЦП, реабилитация, дети-инвалиды


Когда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Данное рассуждение отражает главную мысль: богатство человеческой жизни – здоровье, именно полноценное физическое развитие и здоровье - это основа формирования личности, особенно это актуально, если мы говорим о формировании личности ребенка. У ребенка в раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. Физическая активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, его удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.

У детей с ДЦП значительно снижена двигательная активность и сам интерес к двигательной активности. Это, конечно же, связано с их физическим состоянием, но также и с тем, что эти дети и не подозревают о своих возможностях, так как никогда не занимались физкультурой. Но, не смотря на этот факт интерес детей к двигательной активности можно формировать. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физической активности в любом ее проявлении. Но дети к нам в учреждение приходят уже в 6-7- ми летнем возрасте, и чаще всего не имеют ни малейшего представления не только о физкультуре и спорте, но и о том, что такое мяч и как с ним играть. И поэтому перед нашем реабилитационно-образовательным учреждением стоит задача создания условий, не только сохранения здоровья воспитанников и условий для проведения коррекционно-профилактических мероприятий, но и создание условий для правильного физического развития ребенка, через различные виды физической активности.

В нашем реабилитационно-образовательном центре весь режим образовательного учреждения усилиями педагогов и медицинского персонала направлен на то, чтобы помочь детям, не смотря на особенности физического развития, овладеть теми умениями и навыками, которые им необходимы в повседневной жизни, а также смогут разнообразить их двигательную деятельность. С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется основа естественных видов двигательных действий, которая помогает, затем свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции.

На пути реализации этой цели стоит множество преград. Главной из которых, следует считать превалирующую среди населения и, к сожалению, ряда педагогических и медицинских работников точку зрения о том, что любое отклонение в состоянии здоровья и, уж тем более, наличие хронического заболевания или инвалидности требует резкого ограничения двигательной активности ребенка и применения какого-либо лекарства. Но, как показывает практика, адаптивная физкультура и спорт по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.

Воспитание физической активности у учащихся нашего учреждения осуществляется по нескольким направлениям, но обязательно сопровождается медицинскими осмотрами и консультациями. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Физическое воспитание осуществляется на уроках адаптивной физической культуры, занятиях в бассейне, занятиях по лечебной физической культуре, на физкультурных мероприятиях в режиме учебного дня, физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях во внеурочное время.

Занятия по АФК в нашем центре занимают особое положение среди основных учебных предметов. Так как эти занятия имеют большое значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника и решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности и социальной активности ребенка.

 Уроки физической культуры посещают все учащиеся центра независимо от диагноза, формы и степени инвалидности. Занятия проходят в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. На занятиях в спортивном зале, и на площадке создаются определенные условия для детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Так, например, учащиеся с наиболее тяжелыми нарушениями принимают посильное участие во фронтальной работе класса и по согласованию с врачом выполняют на уроке индивидуальные задания из соответствующих разделов учебной программы.

Так же большое внимание на уроках физической культуры уделяется контролю физического развития и физической подготовленности учащихся. Это позволяет отслеживать динамику развития учащихся с момента поступления в школу до её окончания. Тесты физической подготовленности для учащихся проводятся два раза в год и в качестве тестов подбираются только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. На занятиях по адаптивной физической культуре много времени отводится на формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков обучающихся, обогащение двигательного опыта обще прикладными физическими упражнениями, например, правильному самостоятельному использованию инвалидной коляски и других вспомогательных приспособлений в быту. А также, уделяется внимание упражнениям, которые формируют правильное дыхание, осанку, свод стопы и ее подвижность, и опороспособность, упражнения на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве. Отдельно выделяется большой раздел, который посвящен разучиванию различных подвижных и спортивных игр. Подвижные и спортивные игры укрепляют здоровье ребенка, развивают двигательные качества, навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Очень ценно, что занятия спортивными и подвижными играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.

Занятия по плаванию проходят в бассейне, специально оборудованном для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, а именно подъемник, пандусы, поручни, поддерживается определенный температурный режим. На занятиях дети обучаются правильному дыханию, ведь задержка дыхания и выдох в воду, для детей с ДЦП, является одним из сложных и важных упражнений, освоение которого влияет на правильное дыхание и произношение на логопедических занятиях и в повседневной жизни. На занятиях с детьми в воде, при обучении их элементам плавания, постоянно применяются различные плавательные средства, которые используются в аквааэробики и плавании: пояса, нарукавники, накладки для рук и ног и т.д. Это облегчает, улучшает и корректирует работу всего организма, а особенно опорно-двигательного аппарата. Помогает изменить положение тела в воде, достигать и добиваться тех навыков и умений, которые их тело не привыкло выполнять в обычных условиях, например, сгибать и разгибать пораженные участки тела.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – один из основных компонентов лечебно-воспитательной работы при различных нарушениях направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей учащихся. Одновременно ЛФК является важнейшей частью общей системы физического воспитания учащихся. Она органически вплетена в двигательный режим центра, сочетаясь с уроками физической культуры (но, не подменяя их), с физкультурно-массовыми мероприятиями и трудотерапией, а также с ортопедическим режимом и физиотерапевтическими процедурами. Таким образом, ЛФК является методом активной терапии и вместе с тем педагогическим процессом. ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и является ведущим звеном в коррекционно-восстановительной работе учреждения.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на укрепление здоровья детей, развития их моторики, коррекцию двигательных нарушений. Посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашем центре для учащихся обеспечивается рациональный двигательный режим дня. Они включают в себя утреннюю гимнастику, физкульт-паузы, физкультминутки на уроках и во время самоподготовки, игры, прогулки.

В свободное от занятий время учащиеся принимают участие в различных физкультурно-массовых мероприятиях. Это, прежде всего кружки спортивной направленности, которые проводят учителя по физической культуре. Работа кружков начинается в сентябре и проводится в течение всего учебного года по расписанию. На занятиях разучиваются спортивные и адаптивные игры по упрощенным правилам, элементы гимнастики, легкой атлетики и т.д.

Одной из интересных форм внеурочных занятий является спортивная деятельность – это и спортивные секции, спортивные соревнования, которые проводятся среди учащихся одного класса, нескольких классов и т.д.

На базе нашего учреждения проходят занятия по армспорту, настольному теннису, бочча. Регулярно проводятся соревнования по данным видам спорта различного уровня, и есть победители Московских и Российских соревнований.

В нашем центре совместно с отделом физкультуры и спорта ЗАО проводятся спортивные праздники, соревнования, викторины. Мы сотрудничаем с кафедрой адаптивной физкультуры РГУФКСМиТ и проводим совместные олимпиады, а также знакомим учащихся с этим учебным заведением в рамках профессиональной ориентации учащихся.

И в завершение хотелось бы привести слова Сократа.

Сократ ещё в глубокой древности сказал: «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить».

Иначе можно сказать, что физическая активность для детей-инвалидов - это то солнце, которое позволяет им «светить», помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. А наша задача, помочь им в этом.