Цель:дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формы работы:
- фронтальная;
- самостоятельная;
- парная.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
2. Постановка проблемы
Запишите слова в 3 столбика в зависимости от части речи.
Праздник, мягкий, спешит, веселье, зеленый, теплело, близкий, грусть, светит.
- Что обозначают слова каждой группы?
- На какие вопросы отвечают?
3. Прочитайте словарные слова
В какую группу слов их можно записать.
- Предположите, какой частью речи являются эти слова?
- Чего мы не знаем? Почему вы считаете, что это наречия?
- Предположите, какой будет тема урока?
- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.
Запишите словарные слова, поставьте ударение.
Медленно КАК?
Впереди Где?
Здесь Где?
Вчера Когда?
Теперь Когда?
Завтра Когда?
3.
- Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи. Признаки наречия.
- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).
- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?
«Корзина идей»
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является?
- С чем связано в предложении?
- Можно ли обойтись без наречия?
- Как изменяется?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
У каждого из вас на парте лежит «Маршрутный лист урока», который мы будем заполнять по ходу наших открытий.
4.
Поставьте вопросы к словарным словам. На какие ещё вопросы могут отвечать наречия.
Задание: упр. 126 Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.
- Проверим выполнения задания.
Поднималась (Где?) впереди, как?) медленно.
Возвращался (когда?) вечером;
Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;
Светило (как?) ярко, светило (где?) кругом
Спустился (как?) благополучно, (куда?)
Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия – записать в маршрутный лист урока)
- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).
- А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)
- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.
Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.
Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.
- Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении?
- Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам.
Понаблюдайте!
Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано
запел ( ?) - запели (______?)
проснулся (________?) _______- проснулись (______?) ________
Сделайте вывод! Наречия по числам ________________________________.
Понаблюдайте!
Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла _(_______?) ____ ______
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________________.
Понаблюдайте!
Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод! Наречия по временам _____________________________.
Понаблюдайте!
Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________.
Понаблюдайте!
Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;
2 л: вы встаете (_______?) _________;
3 л: они встают (_______?) _________;
Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________.
- Какое исследование провели? Какай вывод сделали?
- Наречие не изменяется по числам!
- Наречие не изменяется по родам!
- Наречие не изменяется по временам!
- Наречие не изменяется по лицам!
- Наречие не изменяется по падежам!
- Сделайте вывод. Что такое наречие по «Маршрутным листам». Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!
1. Часть речи |
наречие |
2. На какие вопросы отвечает? |
Отвечает на вопросы как? когда? где? |
3. Роль в речи |
Делает речь точной, выразительной |
4. Что обозначает |
Обозначает признак действия |
5. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи неизменяемая |
6. Член предложения |
В предложении является второстепенным членом |
1. Часть речи |
|
2. На какие вопросы отвечает? |
Отвечает на вопросы |
3. Роль в речи |
Делает речь |
4. Что обозначает |
Обозначает |
5. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи |
6. Член предложения |
В предложении является |
1. Часть речи |
|||
2. На какие вопросы отвечает? |
Отвечает на вопросы |
||
3. Роль в речи |
Делает речь |
||
4. Что обозначает |
Обозначает |
||
5. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи |
||
6. Член предложения |
В предложении является |
||
1. Часть речи |
|
||
2. На какие вопросы отвечает? |
Отвечает на вопросы |
|
|
3. Роль в речи |
Делает речь |
|
|
4. Что обозначает |
Обозначает |
|
|
5. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи |
|
|
6. Член предложения |
В предложении является |
|
|
1. Часть речи |
|
||
2. На какие вопросы отвечает? |
Отвечает на вопросы |
|
|
3. Роль в речи |
Делает речь |
|
|
4. Что обозначает |
Обозначает |
|
|
5. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи |
|
|
6. Член предложения |
В предложении является |
|