Классный час: «75 лет со дня Победы Великой Отечественной войны»

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 7

Ключевые слова: классный час, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и проходит накануне 9 мая. В нашей школе проводится много мероприятий посвященных 9 мая: смотр военной песни, встреча с ветеранами, участие в акции «Георгиевская ленточка», участие в митинге и в «Бессмертном полку» и новое поколение знает о событиях Великой Отечественной войны из учебников по истории, из различных информационных источниках, из классных часов, моя задача как учителя состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать им о тех грозных боевых годах, о роли нашего Устьянского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитать стойкую гражданскую и патриотическую позицию, вызвать у них интерес к своему району.

Цель: познакомить с историей нашего района, о вкладе людей в годы ВОВ, с подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • сохранить историческую память о героях – земляках;
  • развивать любознательность, патриотические чувства;
  • воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Новая тема

Что лучше: жизнь, где узы плена,
Иль смерть, где русские знамена,
В героях быть или в рабах?
Ф.Глинка, из «Военной песни»

В кабинете звучит фонограмма. Слышен нарастающий гул самолетов

(я читаю стихотворение)

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли. 
Зарю, что шли по травам и кустам. 
Обшарили немецкие бинокли. 
Такою все дышало тишиной, 
Что вся земля еще спала, казалось. 
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось?

- Ребята! Какие чувства возникают в вашем сознании, когда вы говорите слово «война»?

Гул самолетов сменяется свистом и звуками разрывов бомб. Слышен голос диктора Ю.Левитана. Он говорит о начале Великой Отечественной войны. Затем звучит первый куплет песни «Священная война», и на экране появляется плакат «Родина-мать зовет!». На фоне второго куплета песни «Священная воина» начинает говорить чтец...

(Рубцова Катя):

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила.
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
(К.Симонов. «Чтоб люди жили»)

– Чем знаменателен 2020 год в истории нашей страны? (75 лет ВОВ).

Ребята, сегодня классный час мы посвятим волнующей, трепетной теме: «Победа в Великой Отечественной Войне».

- Ребята, почему мы сегодня, спустя почти 75 лет, вспоминаем эту войну?

(Обсуждение)

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Да, у времени своя память.

И в пять
И в пятнадцать
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где непомнящих нет,
Попробуем это представить

Вспомним тех, кто не жалея себя, боролся с врагом в бою и в тылу.

Прошло после той страшной войны 75 лет, но она живет в каждом нашем доме, в воспоминаниях наших дедушек и бабушек.

Четыре долгих года шла на нашей земле самая страшная война в истории человечества.

Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь…

(читает стихотворение Дарья):

На нашу милую и горделивую, 
На нашу Родину счастливую.
На наш родимый, мирный край, 
Напал фашистский негодяй! 
Он осквернил всё дорогое, 
Где только подлая нога, 
Ступала фрица-негодяя 
Там пепел, смерть и нищета.

Слова обучающегося (Кононов Кирилл)

22 июня 1941 г. В четыре часа утра фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Мощным ударом еще до наступления зимы — через 5-6 недель после нападения — пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы. Так они планировали...

(Я) В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.

Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.

Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.

Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.

Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.

- Как вы понимаете слово память?

«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В.И.Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

- А что можно считать подвигом? …

(обсуждение)

Слова обучающегося (Худашова Антона)

Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отход, бойцы 28-го отдельного пулеметного батальона не оставили своих позиций. Бетонное укрытие — дот за номером 28 бил врага до последнего патрона. Еще восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днем больше — днем меньше... Какая тут разница?» — может, бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди родной земли, они платили за нее своими жизнями. В комсомольском билете рядового бойца А. Соболева позже была найдена записка: «Пусть враг помнит: русские не сдаются, а придется - умирают героями».

)С первых дней Великой Отечественной войны Устьянский район Архангельской области включился в работу по мобилизации сил и средств для отпора врагу. 22 и 23 июня по всему району прокатилась волна митингов и собраний. Уже 24 июня 1941 г., в 2 часа ночи, первая команда в составе 120 человек отправилась на фронт. К этому же времени по призыву и добровольно ушли на фронт свыше 700 комсомольцев, почти половина всей комсомольской организации района, в том числе 192 девушки. Вслед за призывом военнообязанных последовали мобилизации на оборонные работы. Для многих устьянских подростков, 15-16-летних девчонок, они стали настоящим вторым фронтом. Работы велись в прифронтовой полосе некоторые призванные даже не успевали проститься с родителями. Вместе с другими мобилизованными устьяне строили дорогу в направлении Кильдина, оборонительные сооружения в Мурмашах, Североморске и Сайда-Губе. Жили в землянках и шалашах, устроенных из жердей. Наружные стенки шалашей покрывались мохом и дерном, а внутри устраивалась каменка для обогрева. Одежда и обувь та, в которой пришли из дома. Устьяки гостеприимно принимали эвакуированных. Комсомольцы собрали коло 600 теплых вещей. Большая работа в районе проводилась по помощи семьям фронтовиков, в том числе и эвакуированным. Устьянский край — лишь крохотная часть в сравнении со всей страной, но из таких небольших регионов и складывался огромный, единый военно -трудовой лагерь, который обеспечивал тыл сражающейся армии. Советская Армия в течение всех 4-х лет войны имела за спиной прочный и надежный тыл, снабжавший ее всем необходимым.

Нелегкая ноша легла на советских людей, в том числе и устьянского населения. Особенно тяжело пришлось колхозам. Колхозников постоянно отрывали от основных работ на разного рода мобилизации: подвозки к месту назначения военнообязанных, лесозаготовки, сплав, оборонные работы и т.п. В 1939 году 4 МТС района имели 162 трактора, из них 36 гусеничных, 26 грузовых автомашин. Лучшие из них были в первые два года войны отправлены на фронт. Тысячи самых лучших работников-мужчин, в том числе председателей колхозов, трактористов, шоферов, бригадиров ушли на фронт по первым мобилизациям. Только в первые дни войны ушли защищать Родину 410 человек из руководящего состава. В деревнях в основном остались женщины, старики и дети, им и пришлось заменить ушедших на фронт отцов, братьев, мужей. Трудились все: те, у кого возраст перешел за 70 лет и старше, и даже те, кто еще не ходил в школу. Самые маленькие собирали с полей колоски. Только летом 1942 года на сборе колосьев участвовало 1328 школьников.

Четыре тысячи пятьсот устьяков были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ». Несмотря на все трудности, острый недостаток рабочей силы, колхозы района осенью 1941 года убрали с полей весь урожай и к концу года обмолотили. Только за 1942-1945 гг. сдали государству 11577 тонн зерна, 6387 тонн молока. В фонд обороны Красной Армии в 1940 году было сдано 505 тонн мяса, 1941 г. — 510 т., в 1942 г. — 586 т., картофеля соответственно 1030 т., 1043 т., 2058 т., овощей — 195 т., 272 т., 850 т. По специальным заказам много картофеля, капусты, моркови и лука в сушеном виде для нужд фронта отправлено Устьянским овощесушильным заводом в д. Павлицево. Из лесопунктов по военным заказам шли древесные болванки, из которых на заводах делали ложе для стрелкового оружия, из лесхимартелей – березовый спирт, порошок и уголь. Устьянский райпромкомбинат изготовлял для воинских частей снеговые лопаты, лыжи, рукавицы из пакли, сани-розвальни, веревки, колеса для телег. На промкомбинате шили сапоги, шубы. Сырье для производства поставляли колхозы.

Промкомбинат также изготовлял для нужд своего района и страны серные спички, горшки. Лесозаготовители план первых двух военных лет выполнили на 104,4%. В 1942 году было заготовлено 181 тысяча куб., в 1944 году - 301 тысяча куб. В районе развернулось широкое патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны. За годы войны от рабочих, крестьян и служащих поступило в фонд обороны 5,6 млн. рублей наличными деньгами, а по подписке на государственные займы - 15 млн. 136 тыс. 400 рублей. На строительство боевых самолётов внесли учащиеся Павлицовской неполной средней школы - 3802 рубля. Особенно активно шел сбор средств в Устьянской средней школе на строительство самолетов «Юный пионер» и «Комсомол Архангельска».

Учащиеся и педагогический коллектив Устьянской средней школы направили И.В.Сталину телеграмму:

Москва. Кремль.
Председателю Государственного
Комитета Обороны
тов. Сталину И.В.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Учащиеся и педагогический коллектив Устьянской средней школы, охваченные единым стремлением и желанием помочь нашей доблестной героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить ненавистного врага и очистить нашу Советскую священную землю от фашистской нечисти, собрали и внесли на постройку боевых машин 35000 рублей. Сбор средств продолжается.

Была получена и ответная телеграмма 14 апреля 1943 года на имя директора школы Н.М.Неклюдова:

«Директору школы т. Неклюдову. Прошу передать преподавателям и учащимся Устьянской средней школы, собравшим 35 тысяч рублей на постройку боевых машин,—мой горячий привет и благодарность Красной Армии». И.СТАЛИН

С большим подъемом проходил сбор средств на строительство танковой колонны «Архангельский колхозник » и эскадрильи самолетов. Советские воины на протяжении всей войны ощущали действенную поддержку своего народа. Связь солдат с оставленной в тылу малой родиной не ограничивались треугольниками солдатских писем. Только за 1941-1942 годы на фронт отправлено 550 коллективных и 1500 индивидуальных посылок. Комсомольцы собрали 5 тысяч теплых вещей, отправили 118 посылок.

Слова обучающегося Прожерина Арсения

25 апреля Берлин был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрестки, наступающие воины Советской Армии, продвигались к центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля. Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая враг прекратил сопротивление и капитулировал. 8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Весь мир облегченно вздохнул: Победа!

Звучит песня «День Победы» (со слезами на глазах…..)

(Я)Двадцать семь миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Каждый восьмой житель нашей страны не вернулся с войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это детский сад, школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым! Мы живем под мирным небом, но не все видят это мирное небо над головой. Даже сегодня, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, войны, которая научила многие поколения ценить мир и мирную жизнь, гремят взрывы и гибнут люди. Дети Донбасса, Луганска вынуждены вместе с родителями покидать родные места, они пересекают границу как беженцы, ищут укрытие от бомбежек…

Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже семьдесят пять лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

(Читает стихотворение Кузьмина Дарья.)

Тихо, ребята, минутой молчанья 
Память героев почтим, 
И их голоса когда-то звучали, 
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти. 
Среди нас нет тех, 
Кто ушёл на фронт и не вернулся. 
Вспомним через века, через года, 
О тех, кто уже не придёт никогда. 
Вспомним!

(Минута молчания)

3. Подведение итогов

Обратите внимание на слова Моцарта: "Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы."

Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?

Как определить, какой измерить мерой вклад отдельного региона, края в общее дело борьбы с врагом? Возьмем количественные характеристики. Население Устьянского района на 1940 год составляло 35015 человек. За годы войны в армию было призвано более 10 тысяч, около 5 тысяч из них погибли на полях сражений за свободу и независимость Родины. Более 5 тысяч наших земляков удостоены орденов и медалей СССР, 5 – удостоены Золотой Звезды Героя Советского Союза: Едемский Александр Корнилович, Кашин Николай Иванович, Попов Николай Михайлович, Мякшин Геннадий Александрович, Жаворонков Василий Гаврилович. Орденом Славы 3-х степеней награжден Синицкий Павел Анисифорович. 3672 уроженца района не вернулись с войны, 1225 пропали без вести. В память о погибших в районе установлено 20 памятников и обелисков. Читая воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, можно сделать однозначный вывод: устьянские солдаты в одном ряду со всеми советскими воинами сражались на всех фронтах, принимали участие во всех решающих битвах.

Я думаю, ребята, что побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.