Пояснительная записка
В настоящее время особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в большинстве своем отличающиеся низкой эстетической и воспитательной ценностью, содержанием сцен насилия и жестокости. Каждый человек согласится, что велика разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе которой мысль, что зло не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Правильное информационное воздействие медиасреды способно формировать душу и ум ребенка, воспитывать его вкусы и взгляды на мир, а ведь просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.
Но при правильно организованном и дозированном просмотре мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
— показывают примеры поведения, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф.
В практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И.Баженова, Г.Н.Козак, С.М.Эйзенштейн, М.И.Яновский), а также работ мультипликаторов (Ю.Б.Норштейн, И.П.Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
Кроме того, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Л.С.Выготский отмечал, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к искусству. И важную роль в развитии играет продуктивная деятельность. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих «развитие продуктивной деятельности» и «творчества» дошкольников.
Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие продуктивного творческого воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Мультипликация является одним из средств развития творческих способностей, она включает в себя теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей. Искусство мультипликации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.
Отражение творческой деятельности ребёнка мы привыкли видеть в его рисунках и поделках. Дети очень дорожат своими работами, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках, а ещё можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Новизна заключается в содержании занятий, построенных на взаимодействии различных видов искусства. Является конечным продуктом деятельности ознакомлении с технической стороной создания мультипликационного фильма.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе создания мультипликационных фильмов.
Задачи:
- знакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
- формировать навыки анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
- формировать основы изобразительной грамоты (лепки);
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
- развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности;
- формировать художественные знания, умения и навыки;
- формировать интерес к деятельности, активно используя игру, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- привлекать детей к подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения;
- обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов;
- воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
- воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Принципы:
- обогащение детского развития;
- построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- признание ребёнка субъектом образовательных отношений;
- поддержка инициативы, активности, самостоятельности ребёнка;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
- создание условий в соответствии возрасту и особенностям каждого ребёнка.
Срок реализации программы: 2 года. Первый год - обучение детей 3-4 лет. Второй год - обучение детей 4-5 лет.
В первый год обучения занятия проводятся по 15 минут по подгруппам 1 раз в неделю. Во второй год обучения занятия проводятся
по 20 минут 1 раз в неделю по подгруппам.
Оборудование и материалы:
- наглядный материал (иллюстрации, медиатека);
- материалы для создания персонажей и декораций (макета) в выбранной технике;
- фотокамера;
- штатив для установки камеры в горизонтальном положении;
- стол;
- освещение;
- компьютер с установленной программой для монтажа мультфильмов
Рекомендации к оборудованию и процессу:
Фотокамера для мультипликационной съёмки должна обладать следующими возможностями:
1) функция покадровой съёмки;
2) функция переключения на обратный ход;
3) наличие счётчика, фиксирующего количество отснятых кадров.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под
руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций
успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (итоговый).
А также:
- игры;
- чтение художественной литературы;
- придумывание сюжетов к мультфильмам;
- беседы;
- рисование, лепка;
- конструирование;
- обыгрывание сюжетов.
Планируемые результаты.
Первый год обучения:
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном придумывании сюжета к мультфильму, обыгрывает его в театральной деятельности.
- Ребенок учится договариваться, учитывая интересы и чувства других.
- Учится распределять роли, озвучивать героев.
- Знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
- Имеет представление:
- об истории возникновения и развитии мультипликации;
- о создании новых мультфильмов, используя разные техники (рисованные, пластилиновые, кукольные мультфильмы);
- о значении голоса и звука в мультфильмах.
Второй год обучения:
- Проявляет художественно-эстетический вкус, фантазию, логическое мышление и пространственное воображение.
- Применяет различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности.
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Умеет войти в образ, передать интонацией, мимикой, жестами характер героя.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Способен различать добро и зло, отличить фантастическое от реального примерять на себя разные роли.
Программа основана на принципах:
- «развитие через деятельность»;
- непрерывности;
- психологического комфорта;
- учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка);
- поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- комплексность, интегрированность (взаимосвязь художественно-эстетического и познавательного развития, театрализованная деятельность);
- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить).
Этапы работы над мультфильмом:
- выбор героя;
- создание сценария по предложенной теме;
- выбор ролей и распределение заданий;
- создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике;
- выполнение упражнений – моделирование движений;
- покадровая съёмка;
- «озвучивание» мультфильма;
- получение снимков из камеры и монтаж мультфильма в компьютерной программе;
- демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного.
Учебно-тематическое планирование по реализации программы «Мульт-кадрик»
Используемая литература
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И.Ануфриков. - Новосибирск, 2011.
2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
3. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.
5. С.В. Погодина «Веселый клоун». 32 творческих заданий для самых маленьких - М.: издательство «АЙРИС-пресс», 2011.- 32 с.
Интернет-ресурсы
1. Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л.Т.Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014.
2. Рабочая программа дополнительного образования на платной основе для детей 5-7 лет (кружок по художественно-эстетическому развитию) «Забавные мультяшки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 14 «Ручеек» г.Балашиха http://bal-ds14.edumsko.ru/activity/additional_groups/zabavnye_mul_tyashki/program
3. Интернет- ресурс wikipedia.org
4. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми» (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/articles/643088
5. Проект пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m
6. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
7. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет – портал «О детстве».