Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта посредством моделирования на уроках географии

Разделы: Коррекционная педагогика


Результаты наблюдений и диагностики подтверждают, что при восприятии и усвоении нового учебного материала у обучающихся с нарушением интеллекта возникает много трудностей при освоении курса географии.

Поиски наиболее действенных механизмов в учебно-образовательном процессе привели к решению, обратится к методу моделирования. Модель - это упрощённое представление реального устройства или протекающих в нём процессов, явлений.

Моделирование находит широкое применение в области географии. Оно имеет большое самостоятельное значение, которое выражается в целом ряде преимуществ:

  1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей;
  2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой теме и получить ее упрощение;
  3. Возможность применения компьютерные технологии.

Метод моделирования позволяет включать обучающихся в действенный процесс изучения тем курса географии.

Наглядное моделирование в олигофренопедагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических процессов у обучающихся с нарушением интеллекта путем построения моделей, каких-либо явлений, географических объектов или систем объектов. В процессе моделирования географических объектов совершенствуются ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. В ходе использования приема наглядного моделирования обучающиеся знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
  • аппликация.

В методической литературе описания данного вида учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта не встречается, поэтому пришлось собирать материал из разных источников, переделывать существующие приемы, создавать свои.

  1. В процессе обучения обучающиеся создают собственный образовательный продукт и овладевают опытом продуктивной деятельности.
  2. Осуществляется возможность применения различных форм и видов дифференцированного и индивидуального подхода в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Обучение строится на основе активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью изменить ситуацию: вовлечь в процесс активного изучения предмета географии, способствовать лучшему запоминанию. В процессе моделирования учащиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия.

Актуальность овладения основами моделирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации обучения географии. Во-вторых, владение технологией моделирования позволяет педагогу более эффективно осуществлять организационные функции. В-третьих, технология моделирования обеспечивает учет возможностей и способностей всех обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель современного образования - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Метод моделирования дает возможность обратиться к деятельностному подходу.

На уроках учащиеся с нарушением интеллекта сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные действиями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их знаний. Географические знания носят абстрактный характер, поэтому они запоминаются с трудом учащимися с нарушением интеллекта.

Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации. Запоминание географических объектов подразумевается как представление в воображении группы пространственных зрительных образов. Создание самостоятельно географических моделей позволяет создавать пространственные зрительные образы.

Школьный курс "География" на современном этапе переживает существенные изменения, что связано с общей перестройкой системы образования: увеличился объем и сложность географического материала, повысились требования к знаниям и умениям обучающихся с нарушением интеллекта. Однако, главным, в преподавании географии остается описательно-объяснительное направление, что, к сожалению, не способствует лучшему запоминанию географического материала.

В педагогической науке метод моделирования раскрыт в трудах В.Г.Афанасьева, В.А.Веникова, Б.А.Глинского, И.Б.Новик, В.А.Штофф и др. Определение моделирования, данное Г.В.Суходольским - это «процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами". Основным понятием метода моделирования является модель.

Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Принято условно подразделять модели на три вида:

  • физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
  • вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
  • логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

В настоящей работе используются модели физические и логико-семантические (мнемотехники).

Метод моделирования опирается на деятельностностный подход в обучении.

Деятельностный подход в обучении основывается на работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, и находит с каждым годом все больше сторонников. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я.Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться, что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать.

Главная ценность метода моделирования - представленные модели содержат объективную истину, то есть правильно отображают моделируемое. Модель представляется объектом-заместителем, который на уроке географии может заменить объект-оригинал, созданная модель имеет существенные преимущества: наглядность, обозримость, доступность испытания, легкость оперирования. За счет создания разнообразных моделей эффективность уроков географии повышается: запоминание абстрактного географического материала улучшается, повышается познавательная деятельность и учебная мотивация.

Организация учебного процесса

Способ включения учащихся в учебную деятельность

Во время моделирования ребята проходят несколько этапов деятельности, в ходе которых развиваются базовые учебные действия.

При создании модели учащиеся должны:

  • изучить информацию;
  • проанализировать учебный материал;
  • обобщить имеющиеся сведения;
  • создать модель географической ситуации;
  • научиться последовательно моделировать процесс географической ситуации;
  • уметь включаться в коллективную работу;
  • подвести итог процессу моделирования.

Соответствие организации поставленным целям и задачам

  1. Научить учащихся организовывать свою деятельность - определять ее основную цель, оценивать достигнутые результаты.
  2. Научить учащихся объяснять явления действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, то есть выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Сформировать у учащихся способности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, навыки измерений, навыки сотрудничества, в соответствии с их возможностями и способностями.

Содержание образования

1. Обоснование причин изменения в содержании образования

Практика свидетельствует о том, что наглядные модели являются формой обозначения географических объектов и явлений, которые недоступны обучающимся с нарушением интеллекта по разным причинам: искаженное восприятие окружающего мира, проблемы в установлении причинно-следственных связей, нарушения в пространственно-временных представлениях, нарушения в развитии логического мышления. Метод моделирования позволяет компенсировать данные нарушения, развивает способности обучающихся с нарушением интеллекта.

Моделирование начинается с простого замещения объектов. Ведущего к использованию символов и знаков, что в свою очередь способствует лучшему восприятию знаковой системы курса географии (условные обозначения физической карты, условные обозначения полезных ископаемых, и т.д.).

Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения. Моделирование - это логическая операция, при помощи которой исследуется объект и его характеристики, недоступные для восприятия. Особенности моделирования для овладения знаниями:

  • знаковость, наглядность;
  • единство знаковости и образности.

Наглядные модели наиболее применимы в образовательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, потому что данной категории учащихся легче представить географический объект, выявить отношения между объектами и принять участие в их создании.

В 6 классе на начальных этапах знакомства с геометрическим материалом используются геометрические фигуры, своей формой или цветом напоминающие замещаемый объект.

Например, при изучении темы «Физическая карта России» составляется модель основных рельефных объектов из разноцветных полосок (зеленые полоски - обозначение Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равнины; желтая полоска-Среднесибирское плоскогорье, коричневые - Уральские, Кавказские, Алтайские, Саянские горы). Обучающиеся должны сопоставить с картой нахождение объектов и в правильной последовательности разместить их на разной плоскости (на альбомном листе, на тетрадном листе, на доске). Происходит запоминание размещения данных объектов в отношении друг к другу, запоминается название. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных изображений объектов.

Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет обучающимся с нарушением интеллекта осваивать обобщенные знания о связях и закономерностях географических объектов.

Основные характеристики, которые утверждают его как универсальный метод это:

  • наглядность моделирования, которая является специфической формой опосредованной смысловой деятельности обучающегося с нарушением интеллекта;
  • обоснованность общих интеллектуальных способностей, которые необходимы для решения определенного круга вопросов.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

1. Методы обучения

  • Метод моделирования
  • Проблемный метод
  • Активные методы обучения

2. Формы учебных занятий

Основной формой учебного занятия является урок. Внедрение метода моделирования в урочную систему позволяет проводить уроки географии на деятельностной основе, а также организовывать совместную творческую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Возможны проведения уроков-исследований, уроков-проектирований.

3. Средства обучения:

  • Разнообразные модели (объемные, пластилиновые, плоскостные, графические, цветовые и т.д.).
  • Модели-аппликации.
  • Круги Луллия.
  • Модели-мнемодорожки, модели-мнемотаблицы, модели-образы.
  • Модели-ситуации.

4. Преобладающие виды деятельности

Учебная, игровая, исследовательская, проектная.

Урок с использованием метода моделирования обеспечивает 100% участие всех обучающихся с нарушением интеллекта в учебной деятельности, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия.

5. Описание алгоритмов деятельности учащихся, поэтапных действий учителя

Алгоритм урока с использованием метода моделирования представляется достаточно трудоемким процессом. Главным методом активизации познавательной деятельности учащихся являлся метод пробуждения интереса через создание интригующей ситуации. Цель этого метода- активизация обучающихся для того, чтобы они сознательно подходили к пониманию новой информации, принимая непосредственное участие в процессе учения. Участие становится активным тогда, когда учащийся целенаправленно подготовлен к восприятию нового материала. Педагогу следует подготовить материал необходимый для создания моделей. Материал готовиться в соответствии со способностями и возможностями обучающихся с нарушением интеллекта. Так, для обучающихся с нарушениями пространственных представлений необходимо подготовить индивидуальные образцы, по которым они будут сверять свои работы. Кроме того, лучше всего уже в моделях условно обозначить положение географических объектов.

Главным элементом урока является смысловая стадия, где учащийся вступает в контакт с новой информацией на основе диалога с учителем, просмотра презентации, знакомства с новой терминологией. Главной задачей педагога является то, чтобы он поддерживал активность, интерес класса.

Использование метода моделирования зависит от содержания урока, цели, которую ставит учитель. Для эффективности необходимо четко соблюдать следующие требования:

  • воспроизведение учебного материала;
  • понимание (преобразование словесного материала в модели);
  • применение понятий в новых ситуациях;
  • анализ (выделение отдельных элементов);
  • синтез (составление целостного образа географической ситуации);
  • оценка (значимости продукта деятельности).

Одной из самых распространенных форм работы во время урока является работа в группах. Это связано с тем, что групповая форма имеет широкий диапазон возможностей: можно охватить гораздо больше материала за короткий промежуток времени, активизировать в течение урока всех обучающихся, дифференцированно подойти к группам разного уровня знаний по географии.

- Работа в группах - это, прежде всего, возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье, в школе. Коллективно-групповая работа побуждает к действию, к активному сотрудничеству и повышает ответственность учащихся. Она даёт возможность не только поднять интерес к географии, а также развивает творческую самостоятельность учащихся.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока. Чем снимается бесконечная традиционность урока. Уроки позволяют применять элементы занимательности. Что повышает интерес к урокам географии. При закреплении материала можно организовать взаимоконтроль между группами.

Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы моделирования.

При повторении материала использовать мнемотехнические приемы, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника позволяет кодировать элементы информации в зрительные образы. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение географических объектов, явлений путем выделения главных смысловых звеньев информации. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно обучающимся с нарушением интеллекта. Мнемодорожка - это схема, в которую занесена определенная информация. Для поддержания интереса к познавательной деятельности можно разрабатывать различные мнемодорожки и мнемотаблицы.

На этапе актуализации знаний

Наиболее доступным для учащихся с нарушением интеллекта визуальным средством является мнемодорожка, которая относится к мнемотехническим способам работы, и помогает ученику воспроизвести структурированный материал. Актуальным, использование мнемодорожки в работе с детьми с нарушением интеллекта является ещё и потому, что у них наблюдается различные речевые нарушения, словарный запас беден, значения слов недостаточно дифференцированы.

Необходимо организовать работу, направленную на формирование у учащихся с нарушением интеллекта умения составлять описательные рассказы на основе наглядного материала, а именно мнемодорожки. Здесь используется прием «соединения образов».

1. Модель-мнемодорожка

Рис. 1

Например, при повторении темы «Растения и животные тундры» 7 класс, «География России» (рис. 1), предлагается модель-мнемодорожка, по которой обучающиеся составляют описательный рассказ об особенностях среды обитания, питания северного оленя. Мнемодорожка представляет ряд иллюстраций, они являются опорными зрительными образами, помогающими оставить описательный связный рассказ.

Для обучающихся с интеллектуальным недоразвитием более всего подходит наглядность схематичного плана, то есть рисунки, которые поэтапно воссоздают объект, предмет; схемы, последовательно рисующиеся на глазах учащихся; составление букв, цифр из элементов и т.п. Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей. Приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

Чтобы воссоздать словесный образ по рисунку, надо уметь сопоставить слово и предмет; соотнести имеющуюся информацию с воспринимаемым объектом. Это заставляет ученика с нарушением интеллекта производить ряд интеллектуальных операций, что способствует активизации его познавательной деятельности.

Рис. 2

Повторение темы «Климат тундры», 7 класс, «География России (рис.2) с помощью модели-мнемодорожки, составленной из символов и знаков. Происходит соединение вместе несколько зрительных образов. Мозг, запомнив взаимосвязь между ними, воспроизводит все ранее соединенные образы. Обучающиеся с нарушением интеллекта объясняют особенности полярной ночи, полярного дня в тундре, информация о сильном ветре в тундре не случайно выделена в цвете: ровные пространства, отсутствие высоких деревьев близость Северного Ледовитого океана приводит к тому, что в тундре нередко дуют сильные ветра, метели зимой длятся несколько дней.

На этапе изучения нового материала

Изучение нового материала требует достаточно развитого внимания, умения выделить основное из потока информации. У обучающихся с нарушением интеллекта нарушено восприятие, внимание, они не умеют самостоятельно выделить главное, основное в учебном материале, им необходима коррекционная помощь в форме другого мнемотехнического приема «опорный образ». Модель-образ - это опорный образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации, другие образы способствуют запоминать последовательно закодированные сведения

2. Модель-образ

Рис. 3

При изучении темы «Части реки» 6 класс «Физическая география», опорным образом выступает «река». К нему «привязываются» образы «исток, устье, русло, приток». Каждый обучающийся получает пакет для моделирования. Обучающиеся могут моделировать и создавать из отдельных объектов общую картину «Части реки». Это может быть модель горизонтальная, вертикальная, круговая. Созданная самим учащимся модель становится ему ближе и понятней, соответственно лучше запоминается информация.

На этапе закрепления

1. Модель-аппликация

Рис. 4

Модель-«аппликация» на этапе закрепления является практической работой, конечный результат которой, создание модели географического объекта или объектов. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания модели, при котором сохраняется реалистическая основа самого географического объекта. Это дает возможность широко использовать аппликацию в создании моделей различных географических объектов. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

На уроках географии используется в основном предметная аппликация, состоящей из отдельных изображений.

Предметная аппликация удобна в составлении моделей, так как представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ географических объектов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

2. Круги Луллия

Рис.5

Круги Луллия - элементы системы, разработанной философом Раймундом Луллием. Данный прием эффективно решает развивающие задачи, такие как развитие логического мышления, воображения, речи и т.д. Изготовить круги Луллия несложно. Понадобится стержень и круги из плотного картона разного диаметра. Круги, разделённые на одинаковое количество секторов, должны поворачиваться в любом направлении, создавая разнообразные комбинации.

Принцип работы следующий. Например, знакомятся с животными Южной Америки. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца, и, соединяя сектора, учащиеся запомнят, где обитает животное, чем питается. Иллюстрации легко заменяются, добавляются, переставляются, можно составлять различные композиции.

3. Модель-ситуация

Рис. 6

Модель-ситуация «Найди и составь»: обучающимся с нарушением интеллекта предлагается составление модели учебной информации, для этого в разных местах класса разложены, развешаны схемы, опорные слова, части определений, цветовые аппликации. В работе участвует весь класс, разбитый на группы. Каждая группа получила свою инструкцию. Итог работы совместно составленная схема, графическое изображение.

Например, 6 класс «Физическая география», учащиеся получают задание найти схематические части (по номеру, по цвету, по описанию), затем из найденных частей составляют географический объект, и определяют данный объект.

Такой прием позволяет обучать в режиме постоянного движения, что развивает у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения. У обучающихся развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание учеников заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

4. Электронные модели

Рис.7

С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать изучаемые объекты, экзотические растения, животные, страны, памятники природы и др., не покидая класса. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать ряд процессов, выполнение которых невозможно в школьных условиях. Электронные модели носят интерактивный характер.

Рис. 8

Например, при изучении темы «Части реки», 6 класс «География» учащиеся создают свою модель реки по предложенному описанию.

Приемы моделирования помогают не только интересно и увлекательно знакомиться с новым материалом, тренировать память мышление, внимание учащихся, но и развивают самоконтроль, взаимоконтроль деятельности учащихся. Так созданные модели дают возможность проверить свои знания учащимся индивидуально, а учителю дают возможность не только контролировать работу учащихся, но и стимулировать ее с помощью интерактивных приемов.

Метод моделирования обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Применение метода моделирования в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • облегчают понимание новой информации;
  • активизируют учащихся;
  • экономят время;
  • упрощают процесс запоминания новых терминов;
  • наглядно демонстрируют связи между природными компонентами;
  • помогают выделять главное.

Список использованной литературы

  1. Альсова О.К. Моделирование систем: учеб. пособие/ О.К.Альсова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 - 72 с.
  2. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под общ. Ред. В.П.Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 160 с.: ил.
  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013. - 174 с.
  4. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении/ Издательство МГУ, Москва, 1988. - 228 с.