Урок математики в 1-м классе «Перестановка чисел при сложении»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, перестановка слагаемых, УМК «Начальная школа 21 века»


Цели: упражнять в устном счете на сложение и вычитание; познакомить со свойством сложения; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро − солнцу и птицам!
- Доброе утро − улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Ритмическая часть. Психологический настрой (движение по кругу, держась за руки).

Тихо, тихо, очень тихо
Мы по кругу все пройдем.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы усядемся вдвоем.
Просидим мы очень тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова (пальчик к губам).

3. Устный счёт

Арифметический диктант.

  1. Уменьшите 8 на 1.
  2. Увеличьте 6 на 2.
  3. Какое число называют при счете после числа 9?
  4. Перед числом 6?
    Между числами 5 и 4?
  5. Уменьшите 6 на 3.
  6. Увеличьте 4 на 2.
  7. На прогулку из яслей вышли 10 малышей. 5 из них на травку сели, остальные – на качели. Сколько ребят сели на качели?
  8. Слон, слониха, 2 слоненка шли толпой на водопой. А навстречу 3 тигренка с водопоя шли домой. Сосчитайте поскорей, сколько встретилось зверей?
  9. На удочку Андрей поймал 6 окуней. А друг его Сергей – трех небольших ершей. Сосчитай без лишних слов этих мальчиков улов.

Ответы: 7, 8, 10, 5, 3, 3, 6, 5, 7, 9

Задание для смекалистых.

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 ябло­ка. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут.)

4. Работа над темой

Работа с фишками.

Один ученик работает у доски, остальные на своих местах.

  1. Нарисуйте 4 красные фишки, справа от красных нарисуйте 2 желтые фишки. Сколько фишек стало? (6)
  2. Как получили? (4 + 2 = 6) Запишите.
  3. Как называется число 4? (1 слагаемое)
  4. Число 2? (2 слагаемое)
  5. Число 6? (Значение суммы.)
  6. Нарисуйте 2 желтые фишки, справа от них 4 красные фишки. Сколько фишек стало?
  7. Как получили? (2 + 4 = 6) Запишите.
  8. Чем примеры похожи? (Цифрами.)
  9. Чем отличаются? (Расположением цифр.)
  10. Что мы сделали с фишками? (Тоже поменяли местами.)
  11. Какой результат сложения в обоих случаях? (6, одинаковый)
  12. Результат сложения изменился? (Нет.)
  13. Какой сделаем вывод? (Если слагаемые поменять местами, то результат сложения не изменится.)

Работа по учебнику.

С. 4.

№ 1.

Откройте учебники на с. 4, рассмотрите рисунок, на котором изображены Волк и Заяц.

  1. Какой пример решает волк?
  2. Какой пример решает заяц?
  3. Как вы думаете одинаковые ли ответы получатся? Давайте проверим.
  4. Сколько получилось у волка? А у зайца?
  5. Почему ответы одинаковые, а примеры разные? (Волк считал с красных фишек, а заяц с желтых, количество фишек одинаково.)
  6. Скажите, в каком случае быстрее сосчитали: когда прибавляли 4 или когда прибавляли 3?
  7. А всегда ли можно переставлять числа? Если можно, то конечно, лучше к большему числу прибавлять меньшее: быстрее получим результат.

№ 2.

  1. Объясните, как к 3 прибавили 6. (От числа 3 вправо отсчитываем б шагов и останавливаема на числе 9. Значит, 3 + 6 = 9.)
  2. Объясните, как к 6 прибавить 3. (От 6 отсчитываем вправо 3 шага и получаем 9, значит, 6 + 3 = 9.)
  3. Сравните примеры.
  4. Какой вывод можно сделать? (Складывать числа можно в любом порядке. О перестановки слагаемых сумма не меняется.)
  5. А как удобнее вычислять? (К большему числу удобнее прибавлять меньшее, так как меньше делаем шагов по линейке.)
  6. Прочитайте правило.

С. 5.

№ 4.

Читают поочередно записи, определяют верные и неверные, объясняют почему. Читать по-разному.

№ 5.

  1. Надо ли выполнять сложение во второй строке?
  2. Почему не надо?
  3. Назовите результаты сложения.

№ 3.

2 – число вишен

7 – число ягод смородины

9 – число вишен и ягод смородины

  1. Что целое? Что части?
  2. Что изменилось? (Расположение частей. Поэтому на красном флажке вместо вопросительного знака сразу записать число 9, пересчитывая всех ягод.)

№ 6 (тренировочное)

Решаем с помощью линейки.

  1. В каких случаях желательно использовать свойство сложения.

С. 6.

№ 7.

  1. Как надо прикладывать линейку?
  2. Какова длина расчески? (8 см) Ширина? (3 см)
  3. Какова длина зеркальца? (4 см) Ширина? (5 см)

Работа в Р. Т., с. 3 – 4

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой № 1.

№ 5 – придумай и реши задачу.

  1. Составим задачу с вопросом «Сколько у клоуна красных и зеленых шариков?»
  2. Какие шарики клоун держит в левой руке?
  3. Какие шарики в правой?
  4. Сколько у него красных шариков? Сколько зеленых?
  5. Составляем текст задачи: «В правой руке у клоуна 3 красных шарика, а в левой 4 зеленых. Сколько у него красных и зеленых шариков?»
  6. Решите ее. Сколько всего шариков? Запишите ответ.

№ 6.

Рассмотрите рисунок. Какая смородина растет в саду? (Красная, черная, белая.)

  • Сколько кустов каждого сорта?

Под рисунками написаны вопросы, на которые нужно ответить.

  1. Прочитаем первый вопрос. Какие числа будем складывать?
  2. Теперь второй вопрос. Какие числа нужно сложить?
  3. Теперь проговорите весь текст. Начинаю я: «В саду посадили… Продолжайте».
    В саду посадили 5 кустов черной, 2 куста красной и 3 куста белой смородины. Сколько кустов черной и красной смородины посадили? Сколько кустов красной и белой смородины посадили?
    Итак, складываем числа 5 и 2. Сколько получилось? Сделаем запись в клетках под первым вопросом.

№ 2, 3, 4 – самостоятельно.

5. Итог урока

Завершился наш урок.
И подводим мы итог.

  • Что нового узнали на уроке? От перестановки слагаемых изменится ли сумма?

Прощание.

Пусть живут здесь вместе с нами
Наши добрые дела,
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.