Проект «Искусство на войне, война в искусстве»

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО

Класс: 7

Ключевые слова: проектная деятельность, искусство на войне


Цели проекта:

  • воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига  народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение
    интереса к истории Родины.
  • формирование личностных ценностных ориентаций о роли искусства в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

Задачи:

  • способствовать обобщению и закреплению знаний о Великой Отечественной войне с помощью материала об искусстве этого времени;
  • развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках;
  • воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувство восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

Сегодня у нас необычная встреча: необычная и по содержанию и по структуре материала.

Сейчас вы услышите фрагмент выступления Андрея Фурсова, российского учёного-историка, публициста, директора Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.

Просмотр ролика, постановка проблемы.

О какой проблеме говорит А.Фурсов?

В последнее время во многих странах возникла тенденция к переоценке событий Второй мировой войны и роли, которую в этой войне сыграл Советский союз.

Нам необходимо будет ответить на два вопроса:

1. Вторая мировая война – это всеобщая трагедия, где нет победителей и нет побежденных. Где нет борьбы с фашизмом, нет победы Советского Союза. Вы согласны с этим утверждением?

Так как проект у нас не совсем исторический, а касающийся прежде всего культуры и искусства в военные годы, то логичным будет ответить и на следующий вопрос.

2. Какова роль искусства в годы Великой Отечественной войны?

Ответы на эти вопросы мы сформулируем в конце нашей встречи, а сейчас обратимся к искусству военного времени, к произведениям о войне.

Исполнение песни «Кино идет»

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Благодарные потомки чтут память героев, воздвигая памятники и мемориалы, создавая художественные полотна, литературные и музыкальные произведения.

С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенной оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Искусство военных лет на деле доказало, что кисть, резец и карандаш могут быть грозным оружием в борьбе с врагом.

Практический этап

Защита проекта «Великая отечественная война глазами художника»

Презентация, представление коллажа

Советское искусство “с первых дней годины горькой” явилось не только свидетелем — летописцем, но и активным участником Великой Отечественной войны. Оно играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.

Защита проекта «Книга памяти»

Презентация, чтение стихов, представление рекламного видеоролика (буктрейлера) Анатолия Лисицы «Опаленные войной», одной из лучших книг, написанных в нашем городе.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя окопными поэтами (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А.Толстого, была голосом героической души народа.

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы.

Представление проекта «История одного произведения»

Презентация, сбор материала о создании симфонии Шостаковича

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Нельзя не отметить заслуги музыкальных и драматических театров. На фронте за годы войны выступали более 4000 артистических бригад, приносивших солдатам радость, улыбки и надежду на скорую победу.

Представление проекта «Песни Великого Подвига»

Викторина о песнях военного времени

Сложно переоценить значение музыки в военное время. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски давал концерты на фронте, в 1941 году на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Песня «Катюша» Михаила Исаковского быстро стала известной всей стране. Многие бойцы писали ее героине письма, появилось множество поэтических народных версий. Другие песенные шедевры того времени, такие как «Синий платочек», «Случайный вальс» и многие другие, знакомы каждому россиянину.

Оценка результатов:

Возвращение к проблемному вопросу.

Какова роль искусства в Великой Отечественной войне?

Ответы детей

Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям — помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.

Вторая мировая война – это всеобщая трагедия, где нет победителей и нет побежденных. Согласны ли вы?

Ответы детей

В этом году 9 Мая, одного из важнейших событий в истории России и всего мира мы отмечаем в 74-й раз.

Великая Отечественная война была для нашего народа настолько масштабной, что затронула без исключения каждую семью, каждого россиянина в отдельности. В каждой семье есть какая-то связанная с этой войной рана, боль, воспоминания, передаваемые от поколения к поколению.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Разрушены города, заброшены пашни, заводы и шахты. Долгие десятилетия аукались эти разрушения нашей стране.

Просмотр ролика о ВОВ. Исполнение песни «Бессмертный полк»

Паспорт проекта

Наименование проекта

Искусство на войне, война в искусстве

Класс

7

Ф.И.О., должность руководителей проекта

Гричаных С.И., учитель музыки
Зимина С.В., учитель литературы

Учебный предмет или предметная область

Искусство, литература

Учебные дисциплины, связанные с темой проекта

литература
история
музыка
изобразительное искусство
информатика

Тип проекта

Краткосрочный, информационный

Цель проекта

- воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига  народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.
- формирование личностных ценностных ориентаций о роли искусства в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

Задачи проекта

- способствовать обобщению и закреплению знаний о Великой Отечественной войне с помощью материала об искусстве этого времени;
- развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках;
- воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувство восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.

Проблемные вопросы

1. Допустимо ли умаление роли советского народа во Второй мировой войне?
2. Какова роль искусства в завоевании Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

Учебные вопросы

Какова роль песни, камерной музыки для советского солдата?
Что и как изображали художники в 1941-1945 гг.?
Роль художественного слова на войне?

Краткая аннотация проекта (актуальность, значимость, новизна, краткое описание)

Последние годы в Западе и в некоторых странах бывшего СССР прослеживается целенаправленная тенденция нивелирования результатов ВОВ и вклада советского народа в победу над фашизмом. Данный проект разработан и проведен в рамках проектной недели в школе. Тема выбрана детьми после очередного сообщения в СМИ о разрушении на Украине памятника воинам-освободителям. Работа велась в группах по разным темам, объединенным единым смыслом: напомнить современникам о подвиге нашего народа и роли искусства в приближении победы 1945г. Проект предполагал интеграцию знаний по нескольким учебным предметам и развитие метапредметных умений в процессе работы.

Учащиеся 7А разделились на 4 группы, выбрали темы:

  • Великая Отечественная война глазами художника;
  • Книга памяти;
  • История одного произведения;
  • Песни Великого Подвига.

Тьюторами проекта выступили учитель музыки Гричаных С.И. и учитель русского языка и литературы Зимина С.И.
Работа над темами проекта осуществлялась во внеурочное время в течение недели. Каждая группа представила свой итоговый продукт проекта.
Защита проекта прошла в рамках школьной НПК «Интеллект и творчество».

Итоговый продукт проектной деятельности

Фотоколлаж, буктрейлер, буклет, викторина

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:
• Вводный урок. Презентация проекта (вводная презентация учителя)
• Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм)
• Формирование групп и выбор темы исследования
• Формирующее оценивание (Критерии оценивания презентации)

Практический этап
• Совместное планирование проекта: цели, процесс достижения, график работы, критерии оценивания обучения, деятельность каждого участника группы
• Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках)
• Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах)
• Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся
• Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы
Презентационный этап
• Предварительная оценка продукта деятельности
• Презентация проекта
Контрольный этап
• Защита проекта на итоговом занятии