В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?
Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г.Петерсон)
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
Обязательным элементом реализации системно-деятельностного подхода является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.
Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя и родителей дошкольника.
Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Но это не является развитием самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Поэтому, используя принципы реализации системно-деятельностного подхода, я решила дополнить домашние задания - творческими. При выполнении подобных заданий, дети, действуя совместно с родителями, учатся искать и находить необходимую информацию, обрабатывать ее, создавать на ее основе продукты деятельности. При этом происходит закрепление изученного материала, пополняется словарь, отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, развивается связная речь.
Сотрудничество с родителями на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.
Введение в образовательную ситуацию предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись голосов животных, звуков леса, природы. В группу вноситься что-то новое, соответствующее изучению текущей лексической теме (фото животных. энциклопедия, игра, игрушка). Для родителей на информационном стенде предоставляются сведения о проводимой работе по данной теме, о мероприятиях, планируемых по окончании изучения темы.
Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана логопедом, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. С родителями проводятся индивидуальные консультации по текущей теме, объясняющие, как мотивировать детей на поиск информации дома.
Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Родители помогают дошкольникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.
Для решения проблемной ситуации используются разные виды продуктивной деятельности. Родители вместе с детьми принимают участие в итоговом мероприятии. Мероприятия могут проводиться в различной форме: создание мини-музеев (по темам: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда, обувь» и т.д.), проведение выставок (по темам: «Наш календарь», «Виды транспорта», «Овощи», «Фрукты» и т.д.), а также конкурсов на лучшую работу (например, конкурс книжек – малышек с описательно-сравнительными рассказами или с придуманными сказками).
Также данный этап предусматривает:
- Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка;
- Возможность применения «нового» знания повседневной жизни;
- Самопроверку и коррекцию деятельности.
Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
- Фиксацию движения по содержанию;
- Выяснение практического применения нового содержательного шага;
- Эмоциональную оценку деятельности;
- Рефлексия групповой деятельности;
- Рефлексия собственной деятельности ребенка.
Дети самостоятельно презентуют всей группе свои экспонаты, поделки и рисунки, рассказывая, что они создали и для чего это предназначено. Слушателям предлагается дополнить презентации своими знаниями, предложить новое или необычное использование данных предметов.
Таким образом, включенность родителей в деятельность учреждения формирует у взрослых целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.